Игры и занимательные занятия по быстрому и увлекательному обучению чтению детей 2—7 лет на основе методики Н.А. Зайцева, страница 28

НОСОРОГ — НОС, РОГ

ФОТОАТЕЛЬЕ,  ФОТОАППАРАТ,  ФОТОМОДЕЛЬ ■ МЯСОРУБКА — МЯСО, РУБКА, РУКА

ЛЕДОКОЛ — ЛЕД, КОЛ

ГОРИЗОНТ — ГОРИ, ЗОНТ

САМОВАР — САМ, ВАР

МУРАВЕЙНИК — МУРАВЕЙ, НИК

ВЕЗДЕХОД — ВЕЗДЕ, ХОД

БЛОКНОТЫ — БЛОК, НОТЫ

САМОСВАЛ — САМ, ВАЛ

ТЕПЛОВОЗ — ТЕПЛО, ВОЗ

ВОДОЛАЗ — ВОДА, ЛАЗ

РАЗБОР — РАЗ, БОР

ФОТОГРАФИЯ -    ФОТО, ГРАФИЯ

АВТОБУСЫ — АВТО, БУСЫ

КОЛОБОК —КОЛ   БОК

ФОТОПЛЕНКА — ФОТО, ПЛЕНКА

БОРМАШИНА — БОР, МАШИНА

БОРТМЕХАНИК — БОРТ, МЕХАНИК

ВОЛОСОК — ВОЛ, СОК

ШОКОЛАД — ШОК, ЛАД

РАЗБОЙНИК — РАЗ, БОЙ, НИК Приемы работы:

1.   Показываем детям сразу составленное слово.

2.   Прочитать слово.

3.   В-ль вразнобой показывает склады дети индивидуально называют склады.

4.  Дети делят слово на два. 4. «Составь другое слово»

Детям даются слова, слож иные из кубиков, и они, не используя других кубиков (дополнительных), а только пользуясь перестановкой кубиков, составить другое слово:

КАБАН—БАНКА ВЕСНА—НАВЕС МЫШКА—КАМЫШ МАТЬ—ТЬМА НАСОС—СОСНА НАКАТ—КАНАТ—НАТКА МАЙКА—КАЙМА'. ТКАНИ—НИТКА РЫБА—БАРЫ ВНУКИ—КИВНУ ВСЕ—СЕВ СУП—ПСУ

КУПИЛ—ПИЛКУ УДАР—РУДА

3. РАБОТА С ТЕКСТОМ

В играх, предложенных в этой части методички, еще раз отрабатывается техника чтения ребенком отдельных слов и словосочетаний.

Ребенок, преодолев неуверенность и увидев, что начало получаться, согласится почитать и книжку, но не требуйте от него, чтобы он читал мел сий или нестандартный шрифт и более 3—4 предложений подряд.

•Помогите ему «одолеть» особо трудное слово: подскажите ближайший зв\'к или слог. Начать можно с чтения стихов, где Вы возьмете на себя основной текст, а для ребенка оставите чтение заключительной рифмы.

Вариант I

1.  Я захотел устроить бал

И я гостей к себе ПОЗВАЛ.

2.  Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый ПИРОГ.

3.  Пирог, ножи и вилки тут, Но что-то гости НЕ ИДУТ.

4.  Я ждал, пока хватало сил, Потом кусочек ОТКУСИЛ.

5.  Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту СЬЕЛ.

6.   Когда же гости подошли,

То даже крошек НЕ НАШЛИ. (Даниил Хармс)

Вариант № 2

1.  «Где обед^т, воробей?» «В зоопарке у ЗВЕРЕЙ».

2.  У себя в саду Андрейка Поливал цветы из ЛЕЙКИ.

3.   Поскорее наливай

Мне в стакан ГОРЯЧИЙ ЧАЙ.

4.   Паровоз пускает пар, Топку тоиит КОЧЕГАР.

5.  Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему ПОМОЖЕТ.

6.  У, меня пропал носок, Утащил его ЩЕНОК.

7.  Самолет построим сами, Понесемся над ЛЕСАМИ.

8.  Михаил играл в футбол И забил в ворота ГОЛ.

9.  Мы по узенькой дощечке Побежим купаться к РЕЧКЕ.

10.  Мёд в лесу медведь нашёл —■ Мало мёду, много ПЧЕЛ.

11.  Шла коза по мостику

И виляла ХВОСТИКОМ.

12.  Бегать быстро я могу, Я по улице БЕГУ.

В вариантах № 1 и 2 весь текст пишется на отдельных карточках печатными буквами довольно крупным -шрифтом.

В   варианте   №   1   последнее   слово   написано   несколько КРУПНЕЕ, его должен прочитать ребенок.

В варианте № 2 ребенок может прочитать или последнее слово или всю вторую строчку — это как бы «чтение по ролям».

Немного сложнее не просто прочитать рифму, но выбрать ее из ряда предложенных слов. В-ль: «Нам с тобой пришел черед Сыграть в игру «Наоборот»

Дальше предлагаются карточки с текстом:

1.  Скажу я слово: «ВЫСОКО»,

А ты ответишь:

ВНИЗУ, НИЗКО, НЕВЫСОКО.

2.  Скажу я словб: «ДАЛЕКО»,

А ты ответишь:

ЗДЕСЬ, БЛИЗКО, РЯДОМ.

3.  Скажу я слово:

«потолок»

А ты ответишь:

СТЕНЫ, ПОЛ

4.  Скажу я слово: «ПОТЕРЯЛ»

И скажешь ты:

ВЗЯЛ, ДОСТАЛ, НАШЕЛ

5.  Скажу тебе я слово: «ТРУС» Ответишь ты:

СМЕЛЫЙ, ХРАБРЕЦ

6.  Теперь,

«НАЧАЛО» — я скажу, — Ну, отвечай:

КОНЕЦ.

(Дж. Чиарди)

В данном случае текст также написан на отдельных карточках печатными буквами. Ребенок должен ие просто прочитать последнее слово, но он должен выбрать слово из предложенных — противоположное по смыслу и в рифму стихотворения.

Также на III этапе, как предварительную работу, можно использовать игры на чтение одного предложении.

Подбираются картинки с очень точным, конкретным сюжетом:

Врач лечит детей Мальчик поливает цветы Повар готовит обед (и т. д.)

и делаются на карточках подписи к картинкам в виде I предложения  (см. выше) — вариант № 1.

Либо делаются складбвые картинки, где подпись (1 предложение) делается на обратной стороне картинки - ва-. риант № 2.

Проводятся игры «Подбери название к картинке» (вариант № 1) или «Помоги Бурагино выбрать, кем он будет, когда вырастет».

В данном случае подбираются картинки па профессии с точным  сюжетом   и  делается  надпись  па  обороте  картинки.

После этой предварительной работы можно переходить к чтению текста в книгах, но сначала надо брать книги-раскладки, книги-планшетки, которые сделаны по принципу «подписи к картинкам», где мало текста, много картинок. После этих книжек можно приступать к чтению текста в книгах, но помните — шрифт должен быть достаточно крупный, четкий, ясный.