Игры и занимательные занятия по быстрому и увлекательному обучению чтению детей 2—7 лет на основе методики Н.А. Зайцева, страница 18

Вариант № 2 «Кто быстрее». На столе № 3 разложены все карточки. Дети делятся на две группы — одна отбирает слова, обозначающие действие собаки, другая — отбирает слова, обозначающие действия кошки.

19.  «Времена года»

Цель: 1) учить детей читать отдельные слова по карточкам; 2) закрепить умение читать по таблицу; 3) учить умению отгадывать загадки. Эта игра проводится <з несколько приемов.

Вариант К» 1.

Пособия: 1) 4 картинки: зима, весна, лето, осень; 2) кубики: ЗЬ, М, ВЬ, С, Н, ЛЬ, Т. О, СЬ, НЬ.

Организация: дети полукругом вокруг стола, на столе кубики, картинки.

Ход игры. 1 часть.

В-ль читает детям загадку:

«Дел у меня немало,-Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома, Зовут меня...

(Зима)

В-ль  показывает  картинку и  предлагает  сложить  слово ЗИМА из кубиков. 2 часть:

В-ль читает загадки о зиме, отгадки дети читают по таблице:

1.  «Кручу, урчу, знать никого не хочу» (Метель).

2.  «Без рук, без ног, а рисовать умеет» (Мороз).

3.  «В лесу идут — холсты стелят,

Из лесу идут — перестеливают»    (Лыжи)

4.   «Кто мостик на реке мостит без топора, без гвоздей, без клиньев?» (Мороз, лед)

Сначала читается загадка, затем дети читают отгадку по таблице, и затем — новая загадка. Продолжение первой части игры: В-ль читает загадку:

«Я раскрываю почки в зеленые листочки деревья одеваю, .             посевы поливаю, движения полна.

Зовут меня

(весна)

Далее воспитатель показывает картинку весны и идет составление из кубиков слова «весна». Дальше опять загадка:

«Я соткано из зноя, несу тепло с собою я реки согреваю,

«Купайтесь» — приглашаю.

И любите за это

Вы вес меня. Я —

(лето)

Дальше — картинка о лете и из кубиков составляется это ■ слово. И последняя загадка: «Несу я урожаи Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но — не касаясь сосен и елочек. Я —

(осень)

Затем рассматривается картинка и из кубиков составляется слово ОСЕНЬ. Затем идет 2 часть игры (см. ранее) и на этом вариант № 1 закончен.

Вариант игры «Времена года» № 2.

1. В-ль показывает картинки с изображением осени и предлагает кому-то из детей прочитать слово, сложенное из кубиков ОСЕНЬ. И говорит о том, что сегодня дети будут отгадывать загадки про осень, а отгадки прочитают по таблице:

1)   Целый день он шлепал, Ямы лужами заштопал

(Дождь)

2)   Без рук, без ног, а ворота открывает    (Ветер)

3)   Растут — зеленеют, Упадут — пожелтеют, "Полежат — почернеют

(Листья) Слова: дождь, ветер, листья дети читают после отгадывания загадки по таблице.

Вариант № 3

Картинка с изображением ЛЕТА и слово, составленное из кубиков. Загадки о лете:

1)   «Мы по ковру идем с тобою, Его никто не ткал,

Он разостлался сам собою И желт, и синь, и ал (луг)

2)   «Крашеное коромысло через реку повисло»    (Радуга) Отгадку читают по таблице.

Вариант № 4 «Весна».

1.  Картина с изображением весны.

2.  Слово ВЕСНА, сложенное из кубиков. Ход игры:

"1. Загадывание загадки:

«Растет она вниз головой, Не летом растет, а зимой, Но солнце ее припечет, Заплачет она и умрет>.

(сосулька)

Вопросы к детям:

1.  Что это такое? А когда сосульки тают? Как называется явление, когда сосульки тают, и с них капает?  (капель)

2.   Когда начинает таять снег и показывается коетде земля, как называется это место? (проталина)

3.  Когда солнце сильно пригревает, снег начинает таять, по земле бегут, что? (ручьи)

Вариант № 5.

Для детей делаются карточки со словами: снеговик, метель, пурга, снежинка, мороз, лёд, коньки, лыжи, вьюга, гололед, снегопад, капель, ручьи, проталина, первоцвет, прилет птиц, подснежник, почки, тает, распускается, жарко, радуга, купание, загар, грибы, ягоды, гроза, цветы, листопад, сыро, пасмурно, дожди, отлет.

Ход игры: Детям загадываются загадки о зиме, весне, лете, осени. После того, как дети отгадали, выносятся иллюстрации с изображениями этих времен года. Около каждой картинки дети из кубиков составляют название этого времени года. Затем в-ль показывает карточки со словами.