Игры и занимательные занятия по быстрому и увлекательному обучению чтению детей 2—7 лет на основе методики Н.А. Зайцева, страница 23

Пособия: 1. Две корзинки, на которых прикреплены фрукт (яблоко) и овощ (помидор) — или ягода и гриб. 2. Карточки на слова: а) клубника, малина, земляника, ежевика, голубика и боровики, рыжики, подберезовики, подосиновики, сыроежки, маслята, клюква; б) яблоко, апельсин, дыня, арбуз, груша, ?лива, помидоры, огурцы, картошка, свекла, капуста, редиска.

Организация: на полу (или на столах) разложены вперемешку карточки со словами: ягоды—грибы, фрукты —овощи.

Игра проводится в виде соревнования. Дети делятся на 2 группы: 1 группа собирает грибы, 2 группа — ягоды. Кто скорее? После сбора проверяется, что собрали дети.

33.  «Чего не хватает?»

Цель: учить детей при внимательном рассматривании определять — чего не хватает на картинке, находить название этого предмета на отдельной карточке, прочитывая слово.

Пособия: большая сюжетная демонстрационная картинка, на которой изображен какой-то сюжет и предметы без недостач юшлх частей. Недостающие части или предметы нарисованы на отдельных карточках, на обороте сделана надпись — название этого предмета (например, варежка, лопата и" т. д.). Ход занятия:

В-ль загадывает загадку о зиме или читает отрывок из стихотворения Сурикова:

«Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится...»

Когда дети отгадали загадку, в-ль показывает картинку, на которой изображена зима — дети катаются с горки, лепят снеговика, копают снег. На картинке не хватает лопаты, варежки у девочки, санок. Эти предметы нарисованы на отдельных карточках и на обороте надпись. Картинки перевернуты изображением вниз.

34.  «Назови одним словом»

Цель: учить детей объединять предметы по общим признакам и давать им одно название, предварительно прочитав его по складам.

Пособия: 1) картинки с различными предметами из серии: игрушки, посуда, одежда, транспорт (картинки можно использовать из игры «Где э у можно купить?»); 2) карточки со словами: транспорт, одежда, игрушки, обувь, цветы и т. д.

Организация: 1) для проведения первой игры берется на более 5 слов; 2) картинки с изображением предметов разложены по понятиям — на 2 столе (в мл. гр.— картинкой вверх, в ст.-подг.— словом вверх). Детям дается задание подумать, как можно назвать одним словом разные предметы (мак, тюльпан, роза — цветы и т. д.) и подобрать к каждой группе предметов нужное название.

35.  «Четвертый лишний»

Цель: учить детей прочитывать отдельные слова, группировать предметы по понятиям  и  выделять лишние предметы.

Пособия: в мл.-ср. гр.— складовые картинки; в ст.-подг.— карточки на, слова:                                                                 .

1)   платье, юбка, рубашка — кресло

2)   самолет, вертолет, машина, яблоко

3)   розы, тюльпаны, васильки, хлеб

4)   кувшин, тарелка, кастрюля, туфли.

Предметы разложены по группам  (№ 1, 2, 3, 4). Задание детям — найти лишний предмет. (Складовые   картинки   повернуты   надписью  кверху).

36. «Найди слово наоборот»

Цель: учить детей чита. ь отдельные слова, находить противоположное по смыслу слово.

Пособия: карточки со словами: далеко—близко, радостно— грустно, жадный^добрый, высоко—низко, худой—толстый, трус—храбрец, холодно—жарко, тейно—«светло.

Организация: на 1 столе разложены карточки одного смысла, на 2 столе — антонимы.

Ход игры: Дети разделены на 2 группы: 1 группа.— у одного стола, 2 группа — у другого стола.

Дети поочередно из одной и из другой группы поднимают и называют слово — из другой группы находят слово, противоположное по смыслу.

III этап. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА. ИГРЫ-ТЕСТЫ С КУБИКАМИ

Цель: 1. Закрепить умение детей уверенно читать отдельные слова. 2. Учить детей уверенно, осознанно читать слова в пред-, ложениях и сохранять смысл, прочитанного.

На III этапе предлагаются игры с карточками, игры-головоломки с кубиками и работа с текстом,

I. ИГРЫ С КАРТОЧКАМИ

1. «Подбери нужный цвет»