Определение национальной денежной массы, статика. Спрос, предложение и баланс денежной массы, страница 7

Центральный банк в обязательном порядке или (в случае приемлемого валютного курса) в добровольном порядке покупает валюту у экспортеров. В этом есть объективная экономическая причина, заключающаяся в том, что экспортеры, продавая товар на внешнем рынке и зарабатывая на этом валюту, всегда вынуждены конвертировать в свою национальную валюту определенную часть экспортной выручки для обеспечения своих текущих расходов. Это естественно, так как своим работникам они должны платить заработную плату рублями, а не долларами, должны покупать материалы, сырье и оборудование. Вы знаете, что после кризиса ЦБ ввел обязательную

Вестник Банка России. Платежный баланс Российской Федерации за 1999 г. 2000. № 24-25 (452-453).

80 продажу валюты — до 75% валютной выручки. И экспортеры от этого не страдали. Вроде бы обязательно, а в то же время никто не плачет. Это говорит о том, что в условиях существующего валютного курса экспортерам, чтобы использовать эту валютную выручку за пределами нашей страны, т.е. там, где эта валюта является национальной, достаточно того, что у них остается (25%). А если разрешить им оставлять в своем распоряжении больше, то это может привести только к усилению вывоза капитала из страны. Поэтому в кризисных условиях вводится обязательная продажа части валютной выручки. Центральный банк нащупал ту пропорцию, по которой можно у экспортеров безболезненно забрать валюту в виде экспортной выручки. Но в обмен на взимаемую часть экспортной выручки в валюте экспортер получает рубли. В стране уменьшается товарная масса и увеличивается денежная.

Таким образом, первым источником поступления рублей в страну является экспорт товаров. На самом деле, расчеты не идут наличностью, а через границу можно перевозить валюту только в наличной форме. Здесь речь идет просто о переуступке требований к иностранным банкам со стороны экспортера в пользу ЦБ.

Второй источник — государство, точнее, правительство страны. Правительство страны тоже имеет валютную выручку от использования заграничной собственности. У России эта собственность очень большая, досталась в наследство от СССР. Поскольку бывшие республики отказались принять на себя долги бывшего Советского Союза, то Россия предложила нулевой вариант: она взяла на себя все долги бывшего СССР (97,7 млрд. долл.), получив в обмен все активы бывшего Союза за рубежом. На 1 января 2000 г. задолженность только федерального правительства составила 144,2 млрд. долл., в том числе 44,5 млрд. долл. (30,8%) — новый российский долг. Кроме того, 2 млрд. долл. составил внешний долг местных органов власти.

Правительство получало валюту в виде кредитов международных финансовых организаций, в первую очередь, от МВФ (15,2 млрд. долл. на 1 января 2000 г.), кредитов иностранных государств (сумма которых сейчас больше суммы кредитов международных финансовых организаций) и также самых безопасных кредитов, полученных в результате реализации еврооблигаций (кстати, это и самые дешевые кредиты). Последние, к сожалению, можно получить только после того, как у России будет приемлемый кредитный рейтинг.

81

Получив валюту, правительство страны, как это установлено законом о государственном бюджете, часть валюты расходует на содержание загранучреждений и на участие в международных программах. Россия, как и все другие страны, должна расходовать часть своих средств на содержание ООН, что отражено в госбюджете в статье "Международное сотрудничество". Ясно, что в этой части расходы валютные. Часть этой валюты, которая идет по упомянутой статье, также может быть продана ЦБ для того, чтобы тот выпустил в оборот дополнительное количество рублей, а правительство, получив эти рубли, смогло профинансировать свои рублевые расходы по госбюджету. Это обычно записывается в госбюджете и затем в документе, который называется "Заявление правительства и ЦБ о кредитно-денежной политике".