Определение национальной денежной массы, статика. Спрос, предложение и баланс денежной массы, страница 14

Статистика (см. табл. 5) показывает, что доля организаций в налично-денежном обороте очень велика и в относительном, и в абсолютном значении. Особенно она выросла в период с 1 января 1998 г. по 1 января 2000 г. На последнюю дату на долю юридических лиц приходилось 31,4% всей денежной наличности, или 84,2 млрд. руб. На начало 1999 г. эта величина составляла 28,2%, или 53 млрд. руб. Если учесть, что в 1999 г. индекс потребительских цен вырос на 36,5%, то это означает прирост денежной наличности в организациях в реальном исчислении на 16,4% (84,2 : 1, 365 : 53).

По данным Банка России[1] , среднедневной оборот наличных денег в 1999 г. был равен 12,3 млрд. руб. Следовательно, общая сумма находящихся в обращении банкнот на начало года (187,8 млрд. руб.) обеспечивала потребность оборота примерно на 15,3 дня. Это соответствует средней оборачиваемости наличности порядка 24 раз в год.

Остаток наличности в собственности фирм на 84,2 млрд. руб. обеспечивает им годовой оборот в 2020,8 млрд. руб., или 37,8% прогнозируемого в расчетах к бюджету на 2000 г. валового внутреннего продукта (5350 млрд. руб.). Наличный денежный оборот организаций — это по существу есть то, что мы называем теневой экономикой, т.е. то, что ускользает из-под бдительного ока наших налоговых служб. Государство не в состоянии контролировать наличный денежный оборот. Слабость нашего государства именно в том, что оно не контролирует денежные потоки в стране через ЦБ. Ситуация уникальная, происходящая прежде всего из-за неразумной налоговой политики.

В любое время и в любой стране всегда существует стремление как можно меньше платить налогов. И это вполне естественно. Что для бизнеса важно? Прибыль. А для чего она создается? Не только для того, чтобы строить виллы и вести роскошную личную жизнь. Деньги, которые зарабатывает бизнесмен, должны быть направлены на увеличение капитала, на его накопление. Так в чем же отличие разумной налоговой системы от российской?

Главное отличие в том, что разумная политика создает колоссальные возможности для бизнеса (налоговые кредиты, уменьшение налогообложения и т.д.). Мы должны понять, что на самом деле основными плательщиками налогов, которые обеспечивают существование государства, являются домашние хозяйства, т.е. население. Поэтому пугающие всех налоговая инспекция и полиция практически не должны особо работать с фирмами, если существует открытость их финансовой информации.

Российская налоговая система устроена по-другому. Как и на начальных стадиях развития страны, она основана на системе косвенного налогообложения, т.е. на основе налогов, которые переносятся на покупателей товаров и услуг. Косвенные налоги являются по существу ценообразующим фактором, приводящим к росту цен. В конечном счете в ловушку "налоги — цены" попадает и само государство, так как чем выше налогообложение юридических лиц (корпораций), тем выше цены и тем больше расходы у самого государства. На 1% роста налогов, получаемых нашим государством, приходится увеличение дефицита госбюджета на 2%.

94

К сожалению, в российской финансовой литературе бытует мнение, согласно которому НДС — косвенный налог, а подоходный налог с физических лиц или налог на прибыль — прямой налог. Однако следует отметить, что данные суждения не соответствуют реальности. На самом деле различие между прямыми и косвенными налогами заключается в другом. Прямой налог — налог, который берется с конечных доходов и который не может быть переложен на покупателя товаров и услуг. Косвенный налог — налог, который вносится в доходы государственного бюджета авансом и перекладывается на покупателя товаров и услуг. Поэтому один и тот же налог может быть и прямым, и косвенным, что зависит от того, где и каким образом он взимается.

Рассмотрим простой пример. Возьмем работника фирмы, который получает заработную плату и с него удерживается подоходный налог. Заплатил ли работник налог на самом деле? Конечно, нет, так как с него просто удержали эту сумму. Затем бухгалтерия предприятия переводит эту сумму авансом в доходы государственного бюджета. Эта же сумма включается в фонд заработной платы, затем — в цены продажи товаров и услуг, потом в себестоимость следующей стадии производства, и там происходит то же самое.