Определение национальной денежной массы, статика. Спрос, предложение и баланс денежной массы, страница 12

расходы или когда расходы превышают доходы. Данные кассовые разрывы требуют покрытия, что особенно характерно для нашей страны, где существует сезонное производство сельхозпродукции, где значительная часть продукции производится в районах Крайнего Севера. Все сказанное приводит к кассовым разрывам в текущем периоде, необходимость покрытия которых обусловливает заимствования.

Долгосрочная перспектива развития предполагает свои проблемы. Как бы мы ни хотели, но основным держателем информации о ходе экономического развития страны всегда является государство. Если государство не обладает информационным потенциалом для прогнозирования экономического развития страны, то грош ему цена. Поэтому и говорят о нашем правительстве, что оно слабое. А слабое правительство — слабое государство. Что означает прогнозировать? Это означает, что государство должно рассматривать перспективные программы экономического развития, используя имеющиеся у него рычаги. Государство должно очень тщательно рассчитывать свой бюджет, расходы, чтобы в дальнейшем получить доходы. Но под это тоже нужно занимать деньги, чем, собственно, и занимается любое государство, например, в США — Казначейство. В тех же США роль центрального банка играет Федеральная резервная система; она не участвует в первичном размещении ценных бумаг и работает только на открытом, т.е. на вторичном, рынке.

Требование МВФ о создании рынка ценных бумаг в России правительство переадресовало Центральному банку. Последний начиная с мая 1993 г. приступает к выпуску государственных ценных бумаг в виде государственных краткосрочных обязательств (ГКО). В 1993 г. идет наращивание рынка ценных бумаг. И более того, в конце 1994 г., за 3 дня до "черного вторника", принимается решение о том, что прямого финансирования Центробанком государства больше не будет и что ЦБ теперь предоставляет кредиты государству только путем приобретения и реализации государственных ценных бумаг. Но у нас в отличие от других стран получилось так, что весь рынок ГКО оказался в руках ЦБ, у которого своя психология, своя работа. Мы полагаем, что между финансистами и банкирами существует большая разница.

Поскольку ЦБ не отвечал за состояние госбюджета (за это отвечают Федеральное Собрание, Государственная Дума, Минфин), то он определял процентную ставку исходя не из реальных возможностей государства, а из установленной им ставки рефи90

нансирования, которая в соответствии с рекомендациями МВФ определялась таким образом, чтобы ограничить спрос на деньги: ЦБ устанавливает ставку рефинансирования, объявляет один кредитный аукцион, второй, и оба проваливаются, так как ни один коммерческий банк под 230—240% занимать у ЦБ деньги и не собирался. Но с появлением ГКО ситуация изменяется кардинальным образом. А именно: коммерческим банкам предоставляется возможность не платить проценты, а получать их. То есть получилось так, что не ЦБ кредитует коммерческие банки, а коммерческие банки кредитуют государство, получая при этом бешеные проценты. На этой основе развивается рынок внутреннего государственного долга. Какова же была позиция Минфина? А ему, мягко говоря, все равно. Его интересует только бюджетная эффективность внутреннего госзайма, которая заключается в следующем: у государства денег нет, так как госбюджет дефицитный. Тогда размещается очередной транш внутреннего государственного займа. Государство получает деньги, часть из которых идет на погашение прежних долгов (других денег нет), а другая часть направляется на финансирование расходов бюджета. Вот это называется бюджетной эффективностью. В 1995 г., в начале строительства финансовой пирамиды, бюджетная эффективность составляла 60%, т.е. из суммы увеличения внутреннего государственного долга Минфин направляет 60% для финансирования расходов бюджета, а 40% идет на погашение предшествующих долгов. В 1996 г. эта цифра составляет уже 20%. В 1998 г. в I квартале Минфин уже вынужден платить по старым обязательствам за счет средств госбюджета. И он только за I квартал выплачивает 21 млрд. руб. из доходов госбюджета. Эта ситуация была усугублена еще и тем, что в 1996 г., столкнувшись с нехваткой денежных средств в стране, правительство и ЦБ дают разрешение приобретать внутренние долги российского правительства нерезидентам. Но в отличие от резидентов нерезиденты работают на мировых денежных рынках, состояние которых определяет их поведение. Когда разразился кризис в Юго-Восточной Азии, то, естественно, что все инвесторы, как пугливое стадо, стали выводить свои деньги из развивающихся рынков.