Определение национальной денежной массы, статика. Спрос, предложение и баланс денежной массы, страница 15

Возникает вопрос: когда же, в конечном счете, этот налог появится? А он появится тогда, когда работник как конечный покупатель идет в магазин и платит за товар, в котором заключен весь этот косвенный накопленный налог на всех стадиях производства и реализации товара. Поэтому косвенные налоги — налоги не на доходы, а на расходы.

Это прекрасно понимал В. И. Ленин, когда еще до революции говорил, что косвенные налоги самые несправедливые — налоги на бедных. Поэтому в 1930 г. советская власть отменила все косвенное (всего 39 косвенных налогов) налогообложение в нашей стране, оставив только прямое налогообложение.

Подоходный налог с физических лиц только тогда будет прямым, когда после заполнения налоговой декларации работник вынужден заплатить определенную сумму, выложив деньги из собственного кармана. И переложить этот платеж уже не на кого.

Следует также понимать, что между доходом на капитал и налогом на доходы существует огромная разница, о чем даже в учебниках нет ни единого слова. Еще Давид Рикардо писал о том, что "если потребление правительства возрастает вслед95 ствие добавочных налогов и покрывается или увеличением производства, или уменьшением потребления со стороны народа, то налоги падают на доход, и национальный капитал остается нетронутым; но если производство не увеличится или потребление всего народа не уменьшится, то налоги необходимо упадут на капитал... Соразмерно уменьшению капитала страны необходимо уменьшится и ее производство, поэтому... ресурсы народа и государства будут падать с возрастающей быстротой, и результатом будут нищета и разорение"1 . Это было написано в 1817 г., но не дошло почти за 200 лет до руководителей российского государства.

Ведь государство не сеет, не пашет, не строит, оно гордится общественным строем. Этот момент является очень существенным. Поэтому мы привем еще один пример.

По российским налоговым законам акционер считается получившим доход и облагается подоходным налогом, если происходит переоценка акций или если он купил акции по одной цене, а продал по другой — более высокой. В США этот доход облагается налогом на капитал, поскольку там считают (и правильно!), что акция — капитал и соответственно налоговые ставки другие — значительно более низкие.

При неразумной налоговой политике банкирам очень трудно восстановить налично-денежный оборот таким образом, чтобы он стал по существу контролируемым, сделав так, чтобы большей своей частью он шел через банковскую систему как безналичный. Еще раз повторим, что для государства страшнее потеря контроля над денежными потоками страны, чем потеря контроля над частью своих доходов, поскольку оно всегда теряет свои доходы при потере контроля над денежными потоками. Отсюда и развитие "теневой" экономики. Итак, чем же обеспечен российский рубль? Американским долларом и долгами государства, которые население оплачивает налогами.

3.5. Почему мы говорим о банковской системе

Как уже отмечалось, формирование банковской системы в мире относится к периоду между двумя мировыми войнами. Именно'тогда банки стали единой системой не в силу закоРикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. М.: Госполитиздат, 1955. С. 128-129.

96 нодательных и административных новаций, а в первую очередь благодаря их совместной деятельности по формированию и функционированию денежной системы страны.

При анализе налично-денежного оборота мы фактически сталкиваемся с банковским единством, рассматривая денежную базу страны как обязательства центрального банка. Вложения центрального банка во внутренние и международные активы покрываются не только выпуском банкнот, но и обязательными резервами кредитных организаций. Чем больше эти резервы, тем меньше объем предложения банкнот и величина денежной эмиссии.

Резервы кредитно-денежной системы — отчисления, которые банки систематически переводят на особые счета в ЦБ пропорционально сумме средств клиентов, находящихся в банке. Банки платят не из своего капитала, поэтому резервы есть не что иное, как переключение или передача кредитоспособности (кредитной силы) коммерческих банков (которая возникает в результате того, что домашние хозяйства доверяют деньги банкам для хранения) в кредитоспособность ЦБ. Здесь нет никакой идеи защиты сбережений вкладчиков, здесь идеи другие.