Определение национальной денежной массы, статика. Спрос, предложение и баланс денежной массы, страница 16

Идея первая. ЦБ — банк правительства. Ему нужна кредитная сила, кредитные ресурсы для того, чтобы кредитовать правительство. У Центрального банка не существует непосредственных связей со сферой бизнеса или домашними хозяйствами, а только связь с банковской системой. Поэтому нужно отвлечь часть кредитной способности страны (по существу это деньги клиентов коммерческих банков) от возможности коммерческих банков работать с экономикой страны.

Вторая идея. С помощью Фонда обязательного резервирования (ФОР) ЦБ регулирует общую денежную массу в стране. Уменьшая нормы отчислений в эти фонды, он увеличивает денежную массу. И наоборот. Данный вывод иллюстрирует табл. 5. После первого банковского кризиса в 1995 г. наряду с отчислениями с валютных счетов была введена очень высокая ставка отчисления в ФОР (до 22%). По положению ЦБ не может брать средства в ФОР в валюте. Поэтому банки должны продавать валюту и вносить эти деньги рублями, так как одной из функций ЦБ является регулирование национальной денежной массы, но никак не иностранной валюты. Центральный банк любой страны регулирует только свою национальную денежную массу, находящуюся в обращении внутри страны, но никак не чужую. В итоге доля резервов кредитных

97 организаций в денежной базе возрастала до 37,7% на 1 января 1996 г. и 43,2% на 1 января 1997 г.

После кризиса 17 августа происходит резкое снижение норм отчислений в ФОР с целью предоставления банкам дополнительных кредитных возможностей, что должно было позволить решить возникшие проблемы. Доля банков в денежной базе на 1 января 2000 г. падает до 11,7%. Вот в этом и заключается смысл Фонда обязательного резервирования.

Но при этом нужно четко определять результаты данной деятельности, которые зависят от норм отчислений в ФОР. Первый — регулируется распределение кредитных ресурсов страны между государством и частным сектором. Если ЦБ забирает больше денег, значит, больше получает государство, и наоборот. Второй — увеличение норм резервирования приводит к удорожанию кредита. Чем выше нормы, тем дороже для коммерческого банка ресурсы, которыми он располагает, и, естественно, тем выше должна быть процентная ставка.

Перейдем к третьей статье пассива ЦБ — "Корреспондентские счета" — деньги на корреспондентских счетах коммерческих банков. Сумма денег, находящихся на этих счетах, определяется каждым банком самостоятельно и может быть использована коммерческими банками для проведения расчетов в интересах клиентов. Ни один коммерческий банк не сможет провести никаких расчетов в пользу клиента, если у него нет денег на корреспондентском счете, либо в другом банке, либо в ЦБ, который играет роль банка-рамбусера (банка-посредника) для всей страны. При этом следует иметь в виду, что для клиента наличие денег на его расчетном счете не является гарантией того, что он может с этого расчетного счета деньги перевести туда, куда нужно.

Этим обстоятельством определяется необходимость сохранения минимума на корреспондентских счетах, который был бы достаточен для выполнения транзакционной функции денег, т.е. должен быть минимум, позволяющий бесперебойно проводить межбанковские расчеты. При хранении банками денег в ЦБ они являются для них активами с нулевым риском. ЦБ располагает наличными деньгами, которые он берет у страны в добровольно-принудительном порядке, и безналичными деньгами, которые он также берет у страны и в том же порядке.

Фонды обязательного резервирования есть не что иное, как деньги народного хозяйства, которые доверены коммерческим банкам юридическими и физическими лицами с це98 лью хранения и проведения безналичных расчетов. Эти деньги изымаются Центральным банком РФ из хозяйственного оборота полностью и не могут быть использованы для кредитования народного хозяйства и населения. Это более или менее всем очевидно. *

Но мы обнаружили и дополнительный "эффект" денежных резервов: на сумму этих резервов сокращается также и абсолютная величина наличной денежной массы. Иначе говоря, резервирование денежных средств Центральным банком приводит к изъятию из денежной массы страны суммы резервов в безналичной форме плюс равной ей суммы неэмитированных банкнот.