Определение национальной денежной массы, статика. Спрос, предложение и баланс денежной массы, страница 10

Физически могут перемещаться только наличные деньги. Безналичные — записи на счетах в разных странах, которые должны только балансироваться: в одном банке дебетоваться, в другом — кредитоваться.

Итак, смысл равенства чистых валютных резервов страны и эквивалентного количества денежной массы внутри страны состоит в том, что центральные банки всех стран мира держат свои валютные средства на счетах в других странах. Это — абсолютная необходимость для проведения международных безналичных расчетов, альтернативой которой является только перевозка товаров, банкнот или золота из одной страны в другую, осуществляемая с целью проведения расчетов.

Одновременно нужно сказать, что при купле-продаже иностранной валюты за национальную валюту действуют обычные условия определения цены: все продавцы стремятся продать подороже, покупатели — купить подешевле. Но в этих операциях против всех продавцов стоит один покупатель — Центральный банк. Правда, за ним просматриваются контуры

86

заинтересованных резидентов: коммерческих банков, импортеров товаров и услуг, население. Однако вначале национальную валюту должен защитить Центральный банк, и данная функция определена законодательно в качестве одной из его основных функций в обществе.

Второй источник поступления в экономику рублевых банкнот — формирование чистых внутренних активов Центрального банка. Чистые внутренние активы равны сумме выданных кредитов заемщикам за вычетом средств тех же заемщиков, хранящихся в банке, т.е. за вычетом обязательств перед заемщиками. Это относится к любому банку, но в отношении Центрального банка каждая страна имеет свою специфику.

По положению ЦБ должен кредитовать развитие своей страны. Причем его заемщиками могут быть либо правительство страны (ЦБ является банком правительства), либо коммерческие банки.

Вот эти два направления деятельности Центрального банка, которые объединены в балансе под общим названием "внутренний кредит", мы сейчас рассмотим, чтобы понять, откуда берутся деньги, где мы допустили ошибки и где искать решение.

Первый вопрос — вопрос кредитования правительства. Денежную систему, финансовую систему любой страны невозможно понять, если не знаешь условий ее экономического развития. Специфика российских условий заключалась в том, что в 1930 г. по существу было прекращено иное кредитование народного хозяйства, кроме как кредитование правительства. Большевики, следуя доктрине Маркса и на основе изучения опыта Парижской коммуны, в декабре 1917 г. национализировали банки. С тех пор у нас в стране был один банк — Госбанк СССР.

Он осуществлял "прямое" кредитование деятельности правительства, которое фактически кредитованием на являлось, а было прямым финансированием государственных расходов. Система действовала следующим образом: Госбанк СССР работал на основании двух планов. Первый план — кассовый, которым предусматривалось движение наличных средств (поступ-"гнг.е ленег в кассы отделений Госбанка или выдача этих денег нышату зарплаты и прочее). Вторым планом, который утверждало правление Госбанка, был кредитный план. Если вы возьмете уникальный документ, а именно инструкцию Госбанка СССР об организации денежного обращения в стране, то увидите в  ней очень простую схему: Верховный Совет утверж87 дает Госбюджет СССР, в соответствии с которым открываются кредиты по всем бюджетным назначениям, начиная от кредитов министерствам и ведомствам и заканчивая кредитами бюджетным организациям на местах и государственным предприятиям. То есть все получают кредиты. С тех времен и укоренилось понятие "распорядитель кредитов". Нигде в мире такого понятия не существует. Кредиты выдавались в соответствии с планом. Эти деньги шли в бюджетные организации, а затем поступления денежных средств в виде доходов госбюджета перечислялись на другие бюджетные счета. И в конечном счете Госбанк СССР, являясь единым банком, кассой всей страны, подводил сальдо и на особый счет переводил разницу между доходами госбюджета и его расходами. Это были кредитные ресурсы Госбанка СССР. А так как в период с 1947 по 1982 г. доходы превышали расходы, эти деньги откладывались на этом особом счет и их хозяином являлось правительство. Но поскольку эти деньги находились в Госбанке СССР, они выполняли роль его долгосрочных кредитных ресурсов. Эти кредиты выдавались по-разному: бюджетным организациям под один процент, другим предприятиям под другой. Но в общем и целом эти проценты настолько малы, что носили символический характер. В таких условиях дефицит государственного бюджета не имел практического значения, поскольку он автоматически покрывался за счет кредитов Госбанка СССР, называясь "внутренним государственным долгом".