Определение национальной денежной массы, статика. Спрос, предложение и баланс денежной массы, страница 17

Вернемся к формуле (3.1). Обозначим норму резервов, устанавливаемую Центральным банком по отношению к сумме обязательств коммерческих банков перед их клиентами, как г (в долях единицы). Далее, обозначим обязательства коммерческих банков перед своими клиентами в национальной валюте (т.е. безналичные деньги) в виде разности денежных агрегатов (М2 - МО). Обозначим, далее, обязательства коммерческих банков в иностранной валюте (сумма валютных счетов, открытых национальными коммерческими банками в пользу своих клиентов) как МИб (Миб — денежный агрегат иностранной безналичной валюты внутри страны).

С учетом вводимых обозначений формулу (3.1) можно выразить в следующем виде:

МО = S + W - г (М2 - МО) - г х Миб . (3.2)

Практический интерес представляет решение балансового равенства (3.2) относительно величин МО (сумма наличных денег в обращении), М2 (основной денежный агрегат страны в национальном исчислении, включающий наличные деньги и безналичные деньги на счетах коммерческих банков), г (норма резервирования денег Центральным банком).

Проведя соответствующие преобразования, можно получить следующую формулу для определения денежного агрегата МО — массы наличных денег в обращении:

МО = 1 / (1 - г) х ((S + W) - г (М2 + Миб)), (3.3)

из которой видно, насколько лукавыми могут быть внешне очевидные соображения о необходимости обязательного формирования резервов в Центральном банке. Дело в том, что

99

проведение расчетов в интересах клиентов коммерческих банков требует того, чтобы последние держали определенную часть денежных средств на своих корреспондентских счетах в Центральном банке, а наличные деньги в своей кассе.

Из формулы (3.3) далее следует, что Центральный банк, оперируя нормой резервирования, в состоянии менять соотношение между двумя основными слагаемыми, которые определяют денежный агрегат МО. Первое из этих слагаемых (S + W) тем больше влияет на наличную денежную массу, чем больше коэффициент 1/(1 - г), а последний тем больше, чем меньше норма резервирования. Это нетрудно увидеть, поскольку при отсутствии обязательных резервов рассматриваемый коэффициент равен единице, при г = 0,1 он вырастает до 1,1, при г = 0,2 до 1,25 и т.д.

Вместе с тем от нормы резервирования зависит и влияние на наличную денежную массу денежной массы безналичной (М2 + М„б). Здесь работает коэффициент (г/1 - г), который определяет вычет из наличной денежной массы в зависимости от безналичной. Его величина всегда существенно меньше, чем величина коэффициента (1/1 - г), поскольку г никогда не может быть равен 1.

Следовательно, рост нормы резервирования всегда приводит к тому, что увеличение наличной денежной массы за счет роста чистых внутренних активов и чистых международных резервов сопровождается относительно меньшим исключением из полученного объема доли безналичных средств.

Впрочем, норму резервирования можно рассматривать и как зависимую величину. Из формулы (3.2) следует:

_ S + w - мо                                     ,, 4s

Г   М2 - МО + Ми6"                                            1 >

Напомним экономическое содержание величин, представленных в формуле (3.4). В ее числителе находится разность между суммой чистых внутренних активов и чистых международных резервов, с одной стороны, и массой наличных денег в обращении, с другой. В знаменателе дроби присутствуют сумма безналичных денег в национальной валюте (М2 - МО) и сумма безналичных денег на валютных счетах внутри страны.

Как ни странно, но проще всего понять смысл нормы резервирования тем, кто пережил инфляцию времен плановой экономики. В стране существует только один банк, в котором

100 ведутся все безналичные счета. То есть норма резервирования равна единице. При этом получаем, что

М2 = S + W - Миб. (3.5)

Эта формула читается следующим образом. Денежная масса страны М2 (наличные плюс безналичные) делится на две части. Первая — чистые внутренние активы, целиком и полностью определяются одним источником — кредитами Госбанка СССР. Делается это на основе народнохозяйственного плана, на базе которого рассчитывается госбюджет, определяющий движение денежных потоков в стране. Недостающие средства выделяются в соответствии с "кредитным планом" Госбанка без учета эффективности и возвратности банковских кредитов.