Определение национальной денежной массы, статика. Спрос, предложение и баланс денежной массы, страница 11

Конечно, при таких условиях те люди, которые распоряжались деньгами на счетах, относились к государственным деньгам наплевательски. Да и были они не владельцами денег, а "распорядителями кредитов". Этот удивительный термин и удивительная психология считать своими только деньги в своем кармане остались в нашей стране до сих пор. Она проявляется в том, что собственник предприятия не считает деньги на расчетном счете предприятия своими, а только деньги "в натуре" или на своем личном счете (еще лучше — валютном). Эта психология глубоко сидит и в умах "государственных мужей", позволяющих во многих случаях конфисковывать чужие деньги в пользу государства без судебного решения, например с помощью безакцептного списания средств налоговыми органами. После 1982 г. Госбанк вынужден был кредитовать правительство ничем не покрытыми кредитными ресурсами. Одна дотация сельского хозяйства к концу советской власти составляла 100 млрд. руб. в год. Для сравнения — это около половины национального дохода страны и в три

88 раза больше, чем стоила вся перерабатывающая сельхозпродукцию промышленность. В этих условиях Госбанк фактически эмитировал не кредитные деньги, а бумажные. Поэтому вполне естественно, что в тот период мы получили инфляцию, т.е. переполнение каналов обращения деньгами. Причем основным источником этой инфляции явилось прямое финансирование правительственных расходов. На 1 января 1992 г. в стране вся безналичная денежная масса в 7 раз превышала наличную. Происходит бартеризация всей страны. Цены не менялись или менялись незначительно, товаров не было, да еще и столько денег находилось в обращении. Налицо инфляция, страна распадалась1 .

Поэтому когда Россия в 1992 г. вступила в МВФ, то он поставил перед нашей страной задачу: прекратить прямое финансирование правительства, прямое кредитование Минфина и перейти к той системе, которая существует во всех странах мира, а именно: предоставление кредитов в обмен на долговые обязательства правительства, т.е. превратить бумажные деньги в кредитные деньги.

Дело в том, что любое государство обязательно прибегает к заимствованию внутри страны. В том числе и такое богатое, как США. В 1998 г. оно имело превышение доходов над расходами около 80 млрд. долл., в 1999 г. — 117 млрд. долл. Тем не менее США имеют более триллиона долларов внутреннего государственного долга, оформленного в виде государственных казначейских обязательств, выпускаемых Казначейством (Министерством финансов США) на срок от 3 месяцев до 30 лет.

Существует ли необходимость прибегать к внутренним займам? Безусловно. Дело в том, что исполнение бюджета даже при общем превышении доходов над расходами сопряжено с кассовыми разрывами (как у любой коммерческой фирмы), при этом возможно возникновение ситуации (моменты в ходе выполнения бюджета), когда доходы превышают

1.Эти проблемы в более полном изложении и с большим объемом статистики приводились в многочисленных публикациях автора в средствах массовой информации 80—90-х годов. Из того, что, возможно, еще осталось доступным, можно назвать работу автора настоящей книги "Патология дефицита: государство и население" в книге "Драма обновления" (М.: Прогресс, 1990); "Как решать проблемы цен" в книге "Трудный поворот к рынку" (М.: Экономика, 1990). Последней серией работ в этом направлении стали статьи в газете "Известия": "Нынешняя власть втихую продолжает старую экономическую политику" (1991. 2 дек.), "У нас всем правит должник" (1991. 3 дек.), "Экономическая основа политических самоубийств» : (1991. 4 дек.).

89