Внутрифирменное планирование в предприятиях питания. Сущность планирования, страница 8

Срабатывает принцип: прогнозировать развитие предприятия сложнее, чем отрасли, а отрасли сложнее, чем всей национальной экономики

Становится очевидным, что заменить существовавший институт централизованного планирования силами собственного внутрифирменного планирования, каждое отдельное предприятие не в состоянии. Этот процесс требует значительных инвестиций. Они могут осуществляться, например, государством, крупными корпорациями либо большим числом предприятий - участников. Нужно также иметь ввиду, что отдача от этих вложений наступит не сразу, в чем и проявляется инвестиционный характер процесса.

Таким образом, необходимы инвестиции в совершенствование управленческих механизмов, которые позволили бы снизить трансакционные издержки производства и сбыта товаров, что  расширило бы возможности рыночной саморегуляции. Однако в России до сих пор события развиваются исходя из принципа, что без искажающего влияния монополий и государства между экономическими субъектами сложится оптимальная система отношений.

Учитывая тот факт, что для всех развитых стран запада и востока процессы роста и укрупнения предприятий шли одновременно с развитием систем менеджмента, наша экономика оказалась в ситуации преобладания сектора крупномасштабного бизнеса при полном отсутствии отработанных методов управления ими.

Можно сказать, что системы управления должны надстроиться, чтобы  обеспечить потребности экономики. Решение столь сложной и глобальной задачи невозможно без поддержки государственных структур. Практика последнего десятилетия показала, что реформирование институтов функционирования промышленных предприятий невозможно в рамках отдельно взятых субъектов хозяйствования. Необходима общегосударственная программа, сопряженная с другими видами государственной политики внешнеэкономической,       научно-технической,           учетно-статистической,  социальной и др. По сути, нужен институт микроэкономического реформирования.

Ядром системы могло бы стать индикативное планирование, органично связанное с долгосрочной социально—экономической стратегией. Несмотря на то, что в РФ законодательно закреплен статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов и порядок разработки, очевидно, что данный инструмент макроэкономического регулирования в нашей экономике находится в стадии становления. На наш взгляд, центральным звеном развития практики индикативного планирования могут стать крупные и ведущие в своих отраслях предприятия и их объединения. На мезоуровне поддерживать данный процесс возможно на уровне областей и субъектов федерации.

Незаменима роль государства и в информационном обеспечении процессов планирования, создании коммуникаций и обеспечения прогнозирования. Частные внутрифирменные прогнозы должны быть основаны на прогнозах макроэкономической динамики. Сколь бы ни было крупно и финансово сильно предприятие, самостоятельно «с нуля» осуществлять данный процесс для него не рентабельно. Также важно в целях создания информационной поддержки предприятий достоверное и полное описание экономики. Это можно обеспечить путем ведения адекватного статистического учета.

Следующим важнейшим элементом планирования являются государственные целевые программы. Программно-целевой метод может быть эффективным средством централизованного управления, решением отдельных крупных проблем. Он включает выделение целей, приоритетных направлений, формирование целевых заданий, выражаемых в плановых показателях, определение потребности в ресурсах, разработку мер для реализации поставленных целей и т.д. Материально—техническое обеспечение программ, как правило, происходит за счет поставок для нужд государства по типу госзаказа через государственную контрактную систему, органы которой закупают продукцию, прогнозируют тенденции изменения потребностей.