Внутрифирменное планирование в предприятиях питания. Сущность планирования, страница 3

В связи с этими объективными факторами, сфера применения планирования в США достигает уровня корпоративного управления, во Франции - индикативного планирования (как механизма координации действий и интересов государства и других субъектов экономики), в Японии - индикативного планирования с мотивационной функцией, направленной на реализацию частным сектором государственной экономической политики.    В России же планирование развития экономики вплоть до середины 80-х годов XX века достигло своего апогея в форме основного инструмента государственного управления.

В настоящее время для американских компаний центром планирования и регулирования деятельности является уровень отраслей и корпораций. Основой при составлении планов является прогноз состояния и развития рынка, который подготавливается службой маркетинга. Планирующие же системы построены таким образом, чтобы была возможность мгновенно реагировать на изменения рынка. Для повышения гибкости, фирмы используют следующие пути: сокращение планируемого периода; пересмотр в течение года (если это вызвано хозяйственной необходимостью) планов—смет; прогнозирование и планирование заданий на скользящей основе, а именно каждый месяц, вместо жестко установленных показателей на год, современные организационные «тонкие» структуры, интегрированные информационные системы управления.

С середины 80-х годов в рамках текущего финансового планирования находит применение "программное бюджетирование", возникшее еще в 60-е годы в министерстве обороны США. В соответствии с ним, финансовые планы разрабатываются для достижения конечных результатов на программно-целевой основе. Получила распространение также "разработка бюджета на нулевой основе" (первым ее применила фирма "Техас Инструменте"), когда каждый из видов деятельности, осуществляемых в рамках той или иной функции или же структурного подразделения, в начале годового цикла планирования должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. Данные мероприятия выступают инструментом распределения, прежде всего, внутрифирменных ресурсов, а также способствуют рациональной организации, координации, контролю деятельности внутрикорпоративных подразделений.

Американский путь развития планирования проходил исключительно на внутрифирменном уровне, по инициативе высшего и среднего менеджмента, опирался на внешнюю информационную поддержку со стороны институтов, исследовательских центров, консультационных фирм. При этом сам процесс планирования происходит преимущественно «сверху вниз» в соответствие с американским стилем управления, опирающемся на четкие стратегии, жесткие структуры, системы и процедуры. Японский подход был предопределен государственной политикой с одной стороны, с другой, экономическая литература отмечает преобладание «мягких» элементов в управлении японскими промышленными компаниями, в отличие от «жестких» - в американских, склонность к коллективному принятию решений, - коллективной ответственности, повышенному вниманию к человеческому фактору в управлении. Потому для японских фирм в большей степени характерно планирование «снизу вверх», в отличие от американского подхода «сверху вниз»2.

Отметим, что трансформация систем планирования в японских фирмах, также как и в американских была вызвана изменениями внешней среды, накоплением практического опыта и развитием различных смежных наук. Наряду с тем, что в таких экономически развитых странах как Америка, Англия, Япония, при составлении планов наибольшее значение придается объему продаж, прибыли и доле на рынке, существуют и некоторые различия в экономической практике этих стран. Их определил Тоехиро Коно следующим образом. "В Великобритании и США доход на весь капитал (или совокупные активы), доход на акцию и снижение издержек, другими словами, финансовые показатели имеют большой вес. В Японии же выше приоритет объема продаж, массы прибыли (оба показателя характеризуют рост), вознаграждение наемного персонала, добавленной стоимости и производительности труда, т.е. большее значение придается росту компании и доходам персонала".