Внутрифирменное планирование в предприятиях питания. Сущность планирования, страница 5

Система централизованного планирования опиралась на модель межотраслевого баланса, разработка которого связана с именем известного американского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике В. В. Леонтьева. На основе этой модели была разработана методика межотраслевого и межрайонных балансов. На уровне предприятий использовали балансовый, нормативный, экономико-матехматические методы, методы оперативно-календарного планирования.

Система представляла собой следующую уровнево-временную цепочку: на основе задач, определяемых КПСС разрабатывалась комплексная программа научно-технического прогресса на 20 лет, затем определялись основные направления экономического и социального развития страны на 10-летний период, данная часть планирования велась скользящим методом с лагом 5 лет. Затем, в соответствии с этими направлениями, Госпланом СССР составлялся проект народнохозяйственного плана экономического и социального развития страны на пятилетку с разбивкой по годам, далее определялись контрольные цифры по основным показателям и экономическим нормативам на пятилетку с распределением по годам, на их основе предприятие разрабатывало проект пятилетнего плана своей деятельности с разбивкой по годам и проекты годовых планов. Проекты корректировались и сводились в министерствах, ведомствах и Госпланах союзных республик, затем Госпланом СССР, после чего утверждались в качестве плана экономического и социального развития народного хозяйства, задания которого спускались до министерств и ведомств, а те доводили их до предприятий. В соответствии с утвержденными вышестоящей организацией показателями и заключенными предприятием договорами разрабатывался развернутый пятилетний план и годовой техпромфинплан, утверждаемый директором. На уровне предприятия планирование велось в двух плоскостях - технико-экономическое (направлено на повышение эффективности, велось на базе планово-экономического отдела) и        оперативно-производственное        (направлено        на        координацию производственной деятельности, велось на базе производственного и диспетчерского отделов).

Расчетной базой и основным инструментом составления планов  являлась единая система показателей и экономических нормативов и лимитов: по производству, по внедрению новой - техники, по капитальному строительству, по материально-техническому снабжению, по труду и социальному развитию, по финансам и контрольные цифры государственного заказа.

Важнейшим инструментом составления, корректировки, и контроля выполнения плана являлся метод оценки его напряженности на основе показателей напряженности, устанавливаемых для каждого предприятия вышестоящей организацией.    Кроме того, большое распространение имели методы выявления резервов для целей планирования.

Необходимо отметить, что с момента принятия централизованного планирования, как основного инструмента макроэкономического управления и вплоть до 1936 года наблюдался бурный рост отечественной промышленности, что подтверждают статистические данные.

В течение всего периода применения централизованной системы планирования в СССР шел процесс ее реформирования, связан он был в основном со структурными преобразованиями и попытками совершенствовать определяющие ее показатели. Тогда как методика формирования планов значительно не менялась. В качестве наиболее значимых методов, внедренных системой централизованного планирования можно назвать хозяйственный расчет,   который   рассматривался   как метод  планового  ведения хозяйства, предусматривающий всемерное использование экономических рычагов воздействия на производство с целью повышения его эффективности, достижения в интересах народного хозяйства наибольших результатов при возможно наименьших затратах ресурсов. Внедрение хозрасчета предполагало создание следующих предпосылок: сочетание централизованного планирования с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий; наличие у последних средств, достаточных для осуществления расширенного воспроизводства; использование стабильных экономических нормативов длительного действия; обоснованный выбор оценочных показателей и эффективное экономическое стимулирование, как за результаты индивидуального труда работников, так и за общие итоги работы хозяйственной системы. Однако данный метод не предусматривал реальных материальных стимулов развития на предприятиях.