Внутрифирменное планирование в предприятиях питания. Сущность планирования, страница 11

Как уже было отмечено, отказ от централизованного планирования совпал с резким ухудшением экономического положения подавляющего числа существовавших к началу 90-х годов предприятий. Приватизация государственных предприятий поставила проблему выживания и развития теперь уже частных предприятий. Несмотря на желание руководства предприятий лучше организовать работу, планировать развитие предприятий, кардинальная смена условий их деятельности привела к снижению качества планирования. Сегодня практически нигде не разрабатываются долгосрочные планы. В ряде случаев даже крупные предприятия ограничиваются только текущим планированием, разрабатывают планы производства, рассчитывают себестоимость по элементам затрат и статьям калькуляции, планируют выручку от реализации, прибыль и платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, некоторые предприятия планируют издержки по производственным подразделениям и проводят более сложные специальные расчеты. Однако сегодня преобладает отношение к планам как к чисто формальным документам, поскольку они сильно расходятся с действительностью.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть наиболее типичные подходы к организации процесса планирования в современных отечественных фирмах, имеющих различные организационные структуры управления.

Изучение применяемых на предприятиях планов сделаны следующие выводы.

1.  Большинство предприятий строит свою плановую деятельность на основе стратегического планирования.

2.  Наибольшая протяженность горизонта стратегического планирования составляет 5лет, наименьшая - квартал.

3.  На подавляющем большинстве предприятий доминирует авторитарный стиль планирования, то есть окончательное решение большинства вопросов остается за высшим руководством, отмечается его участие на всех стадиях планирования.

4.  В процессе планирования принимают участие функциональные подразделения, специалисты и линейные руководители, при этом центром сосредоточения   работ   по   разработке   планов   является   планово- •  экономический отдел (ПЭО).

5.  Планирование сбыта на основе исследования коньюнктуры рынка осуществляют большинство предприятий. На некоторых из них этим занимается высшее руководство, на других существуют отделы маркетинга, третьи указывают на сотрудничество со сбытовым звеном, в иных случаях планирование сбыта осуществляется централизованно с управляющей компанией.

6.  Планирование          производства осуществляется        линейными руководителями, с участием и высшего руководящего состава, с максимальным горизонтом в 1 год, минимальным — 1 месяц.

7.  Некоторые проводят внутренний экономический анализ силами высшего руководства, другие - на базе ПЭО, в отдельных предприятиях анализ носит случайный характер.

8.  Планирование развития производства и внедрения новых товаров и технологий на отдельных предприятиях — прерогатива высшего управляющего звена, на других существуют специально созданные службы.

9.  Несмотря на необходимость совершенствования применяемой системы планирования только на отдельных предприятиях уделяется внимание разработке собственной методики планирования на базе ПЭО при участии высшего руководства.

Можно сделать вывод, что наибольшее внимание уделяется управлению системами сбыта, так как почти все  предприятия осуществляют исследования коньюнктуры рынка, осуществляют маркетинговую деятельность, планируют текущий сбыт. Во всех этих процессах принимает участие высшее руководство компанией, что с одной стороны подтверждает усиленное внимание, с другой стороны сигнализирует о деформации полномочий, когда высший управляющий состав стремится уделять максимум внимания текущей и  вспомогательной  работе  в  ущерб  формированию  и достижению стратегических целей.