Досуг в России в XVI-XIX вв, страница 9

Устройство качелей, релей, осуждаемых попами как бесовское занятие; катание яиц в весенний период — своеобразный русский народный кегельбан, где победитель получает вполне съедобный приз; чижик и лапта (в первом случае идет игра деревянной лопаткой и деревянной чуркой в форме магнитной стрелки, во втором играют с мячом; условия одни: точность удара и направление полета чижика или мяча); горелки — одиночки пытаются разбить пары, интересующие их, а те, в меру своего интереса, убегают или не очень.

Хороводы. Один из древнейших видов хороводных действий — сеяние проса. Две шеренги — юношей и девушек, ведущая организует игру и руководит пением (А мы просо, сеяли, сеяли. А мы просо вытопчем, вытопчем...), в результате которого парню предлагают пригласить кого-то из шеренги девушек. Постепенно все девушки переходят в шеренгу юношей. Так парни дают им знать о своих симпатиях. Если желания совпадают, девушки также подают об этом сигнал, находясь рядом с кавалерами. Пары, чей выбор совпал, вступают в неигровые отношения; те, кому не повезло, тоже не потеряли лицо (игра ведь). В следующем раунде игры, на другой день или другую неделю они попробуют другой вариант. Вопрос чести раньше стоял круто, а потому игровые и сложные свадебные формы были изобретены народами, чтобы, добиваясь же82

данного партнера, не потерять лица. По-моему, один из первых летописцев Руси Нестор сказал именно об этом действии так: "Проходят игры меж селы, с коих мужи девок приглянувшихся и похоть к ним проявивших уводят, а утром за них дают родителям что положено". Вот я и считаю хороводное действие "сеяние проса" игровым способом определения симпатий, не теряя лица.

Другое хороводное действие — плетень (ручеек). Оно живет в танцевальном народном творчестве и по сей день. Под песню пары проходят под сомкнутыми руками шеренги юношей и девушек, становятся впереди. Оказавшись снова последней, пара начинает повторный переход и т.д. Сходбище — наиболее распространенная форма хороводных игрищ. Большой движущийся и поющий круг, в центре — пара и ведущая, хор поет величальные куплеты в адрес меняющихся пар. Подобным образом исполнялись действенные песни, во время которых участники в центре круга мимикой, жестами, действиями иллюстрировали содержание исполняемой хороводом песни (например, родители против воли девушки выдают ее замуж за нелюбимого, сурово встречает ее свекровь, засаживает за работу, ругает ее по каждому поводу — исчезли радости жизни).

Небольшая справка о других весенних праздниках. Обычай розыгрышей и шуток 1 апреля в России пошел от приехавших в XVII в. в Москву немцев. Одна из легенд происхождения праздника такова: раз в 25 лет Пасха — воскрешение Христа — приходится на 1 апреля; ученики Христа для подтверждения божественного происхождения Учителя выкрали и похоронили его тело, пустив слух

0  его чудесном воскресении. Это событие пришлось на

1  апреля. С тех пор иудеи отмечают 1 апреля как день мистификаций и шуток.

Егорьев (Юрьев) день — день окуривания скота перед выгоном его на пастбище, день крестьянских ходов и ярмарок. Историки отмечают этот день как время возможного перехода крестьян к другому хозяину (по иным источникам этот обычай связан с ноябрьским Юрьевым днем). В конце XV в. обычай смены феодала был отменен.

83

Юрий, Егорий, Георгий — все это хорошо известные изображения святого на белом коне, копьем поражающего дракона (змия, идолище). Его прототип, по-моему, английский проповедник VII в., успешно утверждавший христианство и свергавший языческих идолов (в метафо. pax церковных летописцев — идолища змиев, драконов и т.д.), сбрасывая их изображения в реку или овраг. К тому же он спас девушку, обреченную в жертву языческому богу. Словом, воин с копьем на белом коне — метафора.