Досуг в России в XVI-XIX вв, страница 2

5.1. Боярско-дворянский досуг. Допетровская эпоха

Домострой, написанный духовником Ивана Грозного Сильвестром, определил основные параметры жизни обеспеченных семей. За пределами государственной службы большую часть времени "занимали присмотр и руководство работами холопов", особенно у женщин. Барышни в основном занимались рукоделием. Сильвестр расписал и порядок хождения в гости, и приема гостей — важная составная досуга. При этом развлечений не предполагалось.

На практике, однако, редко кто из вельмож не пользовался услугами даровитых холопов или нанятых (бывших на содержании) скоморохов (бахарей, сказителей, музыкантов, плясунов).

В осеннюю пору главным событием досуга становилась охота. И страждут озими от бешенной забавы, и будит лай собак уснувшие дубравы (А.С.Пушкин). Соколиная охота была дорогой и менее распространенной.

В дни зимних народных праздников не гнушались боярские и купеческие сынки кулачных боев, повсеместно практикуемых (поэма М.Ю.Лермонтова про купца Калашникова родилась на знании старинного быта). Это те же рыцарские турниры на русский лад.

Медвежьи потехи — распространенное на Руси развлечение. Всеволод Соловьев в романе "Касимовская невеста" рисует картину медвежьей травли при дворе царя Алексея Михайловича. Этой потехой царь отмечал начало зимы в Покровском. О потехе объявляли заранее. Приезжали се68

м, в том числе и простолюдины. Для царя ставили палатку, для гостей и зрителей — скамейки. Место поединков огорожено. Выходят известные охотники-медвежатники в коротких кафтанах, шапках и высоких сапогах с рогатинами или ножами. Кланяются царю и публике. Царь указывает, кому начинать. Начинает Никифор, известный еще при Михаиле Федоровиче. Выпускают разозленного зверя. Злой громадный зверь пошел на охотника; тот всаживает рогатину меж передних лап, медведь напирает, и рогатина все глубже входит в его тело. Зверь рухнул. Царь жалует Никифору сукно на кафтан. Другой известный охотник менее удачно всадил рогатину, и медведь подмял его. Но охотник изловчился и нанес медведю смертельный удар ножом.

Устраивались травли медведя собаками, людей медведями (напускали зверя на сильно провинившегося холопа), медвежьи поединки и медвежьи комедии. В последнем варианте поединки с медведем или человеком были шуточной борьбой. Медведи плясали, изображая людские типажи. Князья Ромодановские держали целую свору медведей и в случае обиды или шутки ради могли натравить медведя (помните такой эпизод с Дубровским у Троекурова?).

5.2. Потехи Петра I

Они круто изменили досуг господского сословия. Основные источники по этой теме: Семевский М.И. Очерки и рассказы из русской истории XVIIIв. Слово и дело. — СПб., 1885.—С. 281—336; Всемирная иллюстрация.—1871.— № 5. Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVIIвека. Описание фейерверков и иллюминаций.— СПб., 1903. Круто разворачивая Русь лицом к Европе, Петр I менял и образ жизни, образ досуга. Пародируя старинные обряды, представляя в шутовском виде некоторые обычаи царского двора и высших чинов церкви, он использовал вполне карнавальный прием перевернутости верха и низа и путем осмеяния лишал их ореола священности. Одновременно Петр жестко и всерьез утверждал новые образцы быта, одежды, досуга. В юморе Петр знал толк, но главным здесь были цели политические. Да ведь

69

и Иван IV в борьбе с боярством за самодержавие использовал провокационно-греховные скоморошьи потехи: чего боярин больше страшится? Суда божьего или гнева царского? Как правило, больше боялись гнева царского. Для первой цели — осмеяние старины — служил Всепьяней-ший и всешутейший собор, сообщество приближенных царя, где князь-папу (символ церковной власти, патриарха) играл его воспитатель Никита Зотов, а на роль князь-цесаря (символ русского царя старого уклада) был назначен князь Федор Ромодановский. Все, что Петр находил смешным и нелепым в исполнении царских обязанностей, отошло к роли князь-цесаря. Роли шутейные, но не дай Бог кому-то из незадачливых царедворцев шутейно обойтись с Ромодановским. Бывало худо. Заправлял всем Петр, будучи здесь в ранге протодьякона.