Досуг в России в XVI-XIX вв, страница 12

Русалья неделя, следующая через 7—10 дней после Троицы, и праздник Купалы в прошлом отличались временной сексуальной свободой. Парочки убегали от костров в темноту, лес. Церковники упорно писали о распущенности значительной части беснующихся в купальскую ночь девиц. Учитывая суровые нравы XVI—XVIII вв., это могли быть просто поцелуи и объятья. Подборку свидетельств такого рода приводит, в частности, В.Я. Пропп в книге "Русские аграрные праздники" (М,> 1963.—С, 132—134).

Важным компонентом купальских праздников был сбор заговорных трав. Ничего мистического тут нет. Конец июня — время цветения и оптимальный срок сбора лекарственных трав. А разные бормотания и заговоры при приеме отваров из трав — это элементарное внушение, психотерапия в сочетании с гомеопатическими средствами.

Был и совершенно мистический, страшноватый элемент, на который редко кто отваживался: в полночь в одиночку искать цветущий папоротник, исполняющий желания, или разрыв-траву, указывающую путь к кладам.

Местные детали. Еще в XVIII в. городские и сельские жители съезжались в Воронеж как на ярмарку, а по домам готовились, как к празднику в Ярилин день. На месте сбора избирали кого-то и обряжали в шутовские одежды, украшали лентами и в таком наряде под именем Яри-лы он водил по площади пляшущих и поющих людей. В Костроме отмечено шуточное погребение Ярилы под занавес зеленых святок: старик в лохмотьях нес гробик с куклой, а бабы навеселе сопровождали его с причитаниями. В ряде мест проходили русальи игры и проводы русалки. В рукописи XV в. так записан этот эпизод в переводе на современный язык: одни бьют в бубны, другие в рожки и сопели дуют, кто-то надел маски и говорит обид88

ные для человека речи (глумится), а люди, оставив церковь, на этот позор бегут. В иных местах бывало так: водили хоровод вокруг одетого девушкой чучела, потом одни стремились это чучело растерзать, а другие его защищали; в конце концов, растерзанное чучело бросали в воду. Это обряд проводов русалки. Затем можно было купаться в реке без боязни быть увлеченным русалкой.

Надо сказать, что редко где соблюдался весь праздничный период: в разных регионах преобладали свои обычаи. К Спасу, началу страды по покосу и уборке урожая, обычно заканчивались гуляния и развлечения. Запрета не было, но не было и времени для веселья.

Осенний цикл досуга, начинающийся после уборки урожая, не содержит разгульных языческих обрядов. Значительное место в нем занимает праздничный коллективный труд, к формам которого относятся оспожинки, помощи, капустки. Оспожинки. Крестьяне сжинали последний участок барского поля, вязали и обряжали сноп; принаряженные, толпой шли к барскому дому с поздравлениями и величаниями. Здесь их ждал стол с угощением. Сцена такого рода играется в 1-м акте оперы "Евгений Онегин". Помощи — широко распространенный у многих народов обычай взаимопомощи, когда у кого-то из сельчан по каким-либо причинам оказывался неубранным урожай. Несжатая поздней осенью полоска, навеявшая грустные думы Н.А.Некрасову, — редкое исключение из правил сельского житья. Управившись со своим полем, сельчане собираются и сжинают хлеб нуждающего в помощи владельца. Последний устраивает обед и угощение для работавших. Если владельцем полосы была бедная вдова, сельчане вскладчину приносили ей припасы для коллективного обеда. Если не было необходимости в работах такого рода, селяне все равно устраивали коллективные обеды — братчины, ссыпчины. После завершения полевых работ по традиции одним умельцам поручали варить мирское пиво, другим — щи, третьим — печь пироги и шаньги. Собирались всей деревней или улицами в просторном доме или вне его. В обычае было угощение прохожих. Некоторые хитрецы умышленно приглашали на этот день родичей из соседней деревни. (Об устойчивости

89