Досуг в России в XVI-XIX вв, страница 6

На западный манер во второй половине XVIII в. в систему досуга входят салоны, чтобы стать центром притяжения и общественного внимания. Хозяйки дворцов искали интересных или модных людей. Салон Анны Шеррер, с описания которого начал свой роман Л.Толстой, дает представление об этой форме досуга. Ценилось искусство найти интересного человека и завлечь его, а главное, умение его преподнести, чтобы он оказался интересным для публики. И правильно. Интересных людей много, а суметь увидеть их и преподнести — искусство сродни журналистскому.

С 1770 г. начинается история российских клубов, когда в столицах возникли английские (т.е. подобные) клубы. Их неофициальные суррогаты имели место и в первой половине XVIII в. в среде компактного проживания немцев и голландцев. Но это чистая самодеятельность.

Записки А.С.Пушкина и страницы "Войны и мира" Л.Толстого дают достаточное представление о деятельности этих клубов: прием и обеды для важных особ или выдающихся людей, обыденная игра в карты и выпивка, общение, в том числе деловые разговоры. Это был свет, общество.

76

В развитие идеи петровских ассамблей родились дворянские собрания. Для провинции они были своего рода клубами: местом встреч и мероприятий своего класса, ибо устраиваемые на дому балы и другие мероприятия были эпизодическими.

Небольшое отступление. Плебеем и холопом я называю не всякого простолюдина, а тех, кто, остро завидуя и ненавидя барский класс, стремится жить по его образу и подобию. Неприязнь к тому, кто культурно и интеллектуально выше тебя, — явление обычное. Неполноценность и зависть облекаются в идеи равенства и социальной справедливости, принимающие облик революций с захватом и переделом имущества. Такие люди совершили переворот в России в 1917 г. Для осуществления своих властных функций они захватили лучшие особняки аристократов (сбылась мечта идиота, как говаривал Остап Бендер), полагая, что колонные залы, люстры, паркет и т.п. придадут уважение, весомость их власти, а их собственная серость и бескультурье будут нивелированы обстановкой. В начале 70-х годов мне довелось побывать с небольшим временным разрывом у рядового инструктора райкома КПСС (личность безоглядно серая и ничтожная), расположившегося в кабинете бывшего дворца князей Белосельских-Белозерских на углу Фонтанки и Невского проспекта, и на диспуте ведущих социальных психологов той поры в Петербургском университете, куда ученые и аспиранты пробирались через обшарпанные полуподвалы, загроможденные рухлядью. Сегодня та же картина: "новые" пытаются компенсировать свою культурно-интеллектуальную недостаточность роскошью офисов и фасадов, а чиновники захватывают лучшие здания города и отделывают их на европейский манер. В частности, в Казани покушаются на Дом офицеров, бывшее дворянское собрание.

Вернемся, однако, от печальной современности в прошлые века, к досугу простонародья, крестьян прежде всего.

5.3.Сельские праздники и досуг в XVI—XIX вв.

Масленица, один из самых разгульных и любимых праздников, отмечается на рубеже февраля—марта. Дата его

77

зависит от календаря Пасхалий, она подвижна: за семь недель до Пасхи перед Великим постом. С этим обстоятельством связана неумеренность в еде, питье, веселье, ибо пост накладывает суровые ограничения на эти и другие радости жизни. Масленица сочетает в себе проводы зимы и встречу весны, в ее обрядах отражается борьба этих времен года. В европейском карнавале, а родство Масленицы с ним признается давно, это приобретает вид борьбы карнавала и поста. У нас иначе. И еще одно обстоятельство повлияло на обряды праздника: накануне издавна отмечали родительские дни, поминальным блюдом которых были блины. По другим, не разделяемым мной суждениям, блины символизировали солнце, а их изготовление в огромных количествах будто бы укрепляло его силу. Судя по той мистике и таинственности, которыми в ряде местностей сопровождали изготовление опары, а также обычаю посвящать первый блин покойным родителям и давать его нищим или выставлять в слуховое окно, первая версия более основательна.