Досуг в России в XVI-XIX вв, страница 5

Шествие флота. На первой лодке — Нептун. Два медведя везут сани с лодкой, где восседает князь-кесарь Ромодановский; на санях, которые везли шестнадцать лошадей (копия новейшего шведского корабля, захваченного Петром I), Петр в одежде флотского капитана с приближенными морскими офицерами. За ними следовала раззолаченная гондола (на санях, естественно), в которой расположились Екатерина в костюме остфризской (голландской) крестьянки и ее свита, одетая по-арабски.

Далее следовала диковинная процессия Всепьянейшего собора, ряженная в героев басен Эзопа и прочих зверей и драконов. Живые картины такого рода будут и на площадных увеселениях XIX в. в Петербурге. Таковы некоторые штрихи к массовым увеселениям Петра I. К новым традициям досуга, заложенным им, я вернусь, а пока несколько заметок о праздничных традициях Петра I.

Известен этнографический маскарад с ледяным домом и шутовской свадьбой, устроенный для развлечения Анны

74

0оанновны в 1740 г.; грандиозное зрелище в Москве в 1763 г. создал Федор Волков по случаю коронации Екатерины II ("Торжествующая Минерва"), где героиня была представлена в античном виде — покровительницей наук и искусства, громами и молниями низвергающей врагов я пороки. Нечто подобное в античном стиле в 1755 г. устроила и Елизавета Петровна: вращение звезд и солнца, рог изобилия, взлетающий орел (главная деталь российского герба). Мастерство фейерверков, приобретенное в период царствования Петра I, не было утрачено и использовалось на протяжении последующих столетий для придания эффекта официальным торжествам в дни рождения царственных особ, их коронации и юбилеям.

Английский путешественник Н.Рэксоль писал по поводу иллюминаций в Петергофе в 1774 г.: "В устройстве иллюминаций, как и фейерверков всевозможных родов, русские перещеголяли все европейские народы" (цит. по: Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. Описание фейерверков и иллюминаций. — СПб., 1903.— С. 297). Д.А.Ровинский отметил как знаменитые, богатые на выдумку иллюминации и фейерверки 1730 г. (коронация Анны Иоанновны), 1742 г. (коронация Елизаветы Петровны), 1745 г. (бракосочетание Екатерины и Петра), 1754 г. (дни маскарада, устроенного на Мойке графом Шуваловым).

И в Казани 31 мая 1767 г. был устроен фейерверк в честь прибытия императрицы Екатерины II, стенды с подсвеченными картинками о ее деяниях. Из столиц манера празднования, маскарады перешли в провинции и к началу XX в. дошли даже до села.

Круто изменился досуг дворян. Бояре исчезли. Все стали служилым сословием.

Для утверждения нового образа досуга Петр I ввел еженедельные ассамблеи — вечера танцев и общения, обязательные для всех представителей правящего класса. Теперь досуг барышень и кавалеров был заполнен обучением политесу, танцам, чтобы не оконфузиться на ассамблее. Грамоте и счету опять же учиться надо, какую-нибудь государеву службу осваивать. Являться на все фейерверки и маскарады, устраиваемые Петром. Нередко и роль распи-

75

сана. Словом, беспокойный царь лишил покоя аристократическую и служилую часть общества. Публичный досуг на западный манер в столицах Петр утвердил силой. Провинции, жившие с оглядкой на столицу, в меру сил подражали столичным обычаям. Последующие правители, прежде всего Елизавета Петровна и Екатерина II, старались подражать традициям Петра Великого.

Основоположником русского театра стал Федор Волков, но театр в досуге аристократии имеет более ранние традиции. Уже при дворе Алексея Михайловича были приглашенные из Пруссии театральные группы, в составе которых иногда играли и русские актеры. По заветам Стоглава это занятие считалось зазорным для православных. Аристократы, побывавшие в Европе, устраивали домашние театры по образцу французских и итальянских: песенно-танцевальные представления по мифологическим сюжетам, где исполнителями были холопы. И даже соревновались по поводу лучших музыкантов, певцов, танцоров.