Досуг в России в XVI-XIX вв, страница 13

обычая можно судить по тому, что я застал его уже в послевоенное колхозное время, когда у нас брали стол, лавки и посуду в соседний дом, где бывал обед, после которого начинались песни и пляски). Капустки — коллективный труд по заготовке капусты к квашению с последующим обедом и песнями. Впрочем, работа эта не пыльная, девушки и женщины собирались принаряженными, а песни пели и во время работы.

Дело в том, что только к концу XVIII в. картошка потеснила капусту (вместе с хлебом и пшеном), преобладавшую в рационе российского крестьянина. Капусту заготавливали в огромных количествах, а по технологии надо было заложить бочки для квашения одновременно. Вот и переходили женщины из дома в дом для этого занятия Хозяева обеспечивали работу и выставляли угощение. Труд, общение, еда, песни.

Подобным образом у татар проходил гусиный день. Не день, конечно, а неделя. Ибо вместе трудились сегодня у одних, завтра у других и т.д. Опять же технология требовала единовременного приготовления десятков тушек гусей к засолке и копчению. Да и потрошки при отсутствии холодильников необходимо было съедать сразу. Вот и сложился обычай — объединяться в артели. Труд, общение, сытая свежая еда и песни целую неделю, а то и более. Такого рода праздник был у французов в ноябре, в Мартинов день. Подобные обычаи существовали у виноградарей при закладке вина.

Посиделки. Теперь, когда с полей все убрано и сделаны заготовки на зиму, наступал черед женского и мужского рукоделия. Мужчины строгали, пилили, плели в одиночку, а женщины для прядения и вязания собирались по-соседски в просторной избе и долгими осенними вечерами, экономя на лучине и керосине, сидели за работой, разговаривали, пели песни. Шутливые похороны мух и тараканов разнообразили осенний досуг: из свеклы или репы делали гробик и провожали последнюю муху в последний путь с притворными причитаниями и воем. Парни имели повод лишний раз присмотреть невест. Начинался период осенних свадеб.

90

Вечерки (вечерницы или досветки на Украине, суббот-ки в Белоруссии, Литве, Польше, аулакой в Татарии). Местом сбора служила обычно просторная изба одинокой или малосемейной вдовы, солдатки, с которой девушки договаривались о вечерке в субботу или воскресенье. Происходила утечка информации, и парни, которых вроде бы персонально никто не приглашал, к назначенному времени собирались к месту вечерки.

За вход в девичье царство полагалось принести конфеты и пряники, орехи или медную деньгу для хозяйки дома. Для музыканта пропуском служил его инструмент (гармонь, балалайка, дудка и т.п.). Наиболее щедрых парней девицы удостаивали величальной песней. А далее — шутки, песни, игры и заигрывания, танцы. По условиям игры, например, пары попеременно могли ненадолго уединиться на кухне, в результате нескольких смен пар получались пары со взаимной симпатией, которые использовали уединение, чтобы дать понять друг другу об этом. Если симпатии не совпадали, искали иной вариант. В таких скромных забавах, если не считать эпизодические свадьбы с их многодневными ритуалами, проходили осень и начало зимы.

Святки — один из любимейших праздничных периодов, продолжавшийся с 24 декабря (Сочельник), через 25 декабря (Рождество), 1 января (Васильев день, а с 1700 г. Новый год) до 6 января Крещения (Богоявления). Самое темное время года. Ночь года. Время наибольшей активности нечистой силы. Но и время, когда солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз.

Канун. Съезжаются домой сезонные артельные рабочие, возвращаются крестьяне из извоза, ученики и студенты из городов. Хозяева припасают подарки близким и много небольших подарков для посетителей. Готовят поросенка, гуся, пельмени, а люди с меньшим достатком — пирог с рыбой, мясные щи, шаньги. Дети и молодежь делают игрушки, украшения из цветной бумаги и соломы, в глубокой тайне — маски и диковинные наряды.

Сочельник — с точки зрения церкви самый чистый и трепетный период святок, с его ожиданием и предвкушением праздника. Все буйства и дурачества еще впереди.

91