Досуг в России в XVI-XIX вв, страница 8

6.  Всю неделю — еда, питье. Стол зависел от достатка, но центральным блюдом были блины: с икрой, маслом, медом, сметаной, вареньем и пр. По обычаю на Масленицу в доме молодоженов невестка под наблюдением свекрови или матери готовила и угощала гостей блинами. Ездили молодые и к теще на блины. Даже самые бедные, влезая порой в долговую кабалу, обзаводились на Масленицу мешком муки и горшком масла, чтобы с блинами было все как у людей. Словом: Масленица-объедуха, деньгам прибируха.

7.  Не повсеместно, но нередко отмечены ряжение и шутовские шествия ряженых. В Сибири этнографы наблюдали едва ли не картину из дионисийских праздников: огромная лодка с парусами на множестве сколоченных вместе саней, ее везут два десятка лошадей; в лодке —ряженые, скоморохи, медведи, чучело Масленицы; музыка (трещотки), шутки, забавные пантомимы. В Пензен80

ской губернии описан шутовской поезд иного рода: нагромоздили десятки борон, впрягли бычков, волов, лошадей; наверху — смельчаки с кочергой, помелом и Масленицей. Так объезжали все село.

Как вариант: на санях укрепляют бревно с колесом, на котором местный весельчак-скоморох музыкой и шутками тешил публику; сани везут по селу парни, ряженные лошадьми. Впереди поют и колобродят другие ряженые. Более обычными были просто шумно гуляющие компании ряженых.

8. Проводы Масленицы. Итак, зрелищная и действенная часть праздника идет по нарастающей: катание и поедание блинов в первые дни недели, а после четверга — кулачный бой, взятие снежного городка, яркие проводы. В субботу вечером, прихватив с собой охапку дров или шест с вязанкой соломы, люди выходили за околицу. Сюда же приносили деревянную куклу или чучело Масленицы. Масленицу, как символ весны с почестями встреченную в начале недели, к концу недели с шутками и совсем непочтительно сжигали как символ зимы. Зажигали шесты с вязанками хвороста или соломы на верхушке, жгли костры, благо принесенного вскладчину топлива хватало до полуночи. Иногда Масленицу провожали упомянутые выше веселые процессии ряженых; в некоторых случаях ее не сжигали, а просто выбрасывали за околицей.

В обычай проводов входит и Прощеное воскресенье. Завтра — Великий пост. Грехи чревоугодия, ряжения и прочие забавы нужно оставить и встретить пост чисто. Мылись в бане, навещали соседей, родственников уже не с Целью чревоугодия, а с поклонами и извинениями, если что было не так. В первый день Великого поста — тужилки. Похмелье. Не до работы. На столе — постные блины без лакомых добавок. Есть время осмыслить все глупости, сотворенные в дни масленичного разгула, и со вздохом сожаления настроиться на воздержание.

Период Красной горки. Красная горка — условное название излюбленных мест народных увеселений в весенне-летний период. Клуба не было. Церковь, основной общественный центр, была неподходящим местом для народных увеселений. Вот и собирались молодые люди на

81

центральной площади села или на возвышенном месте за околицей, где рано сходил снег и образовывалось солнечное местечко для весенних забав. Как правило, это красивое место деревни или околицы. Отсюда — красная горка, т.е. красивая. Продолжительность периода однозначно трудно определить. Он мог длиться до страды и до осени. Но в его рамках были яркие всплески летних народных праздников, образующих свою, особую страницу досуга.

Так что период Красной горки посчитаем условным обозначением весенне-летнего досугового периода. Формально он начинался через неделю после Пасхи, а реально — в самый день Пасхи, к великому неудовольствию попов. Будничное его содержание для посторонних скромно по сюжету, но для участников наполнено эмоциями, действиями, интригами. Это период хороводов и игрищ.