Досуг в России в XVI-XIX вв, страница 14

Утром в дома приходят чередой группы подростков и молодежи обоего пола. Сняв шапки, у порога поют: Рождество Твое, Христе, Боже Наш, Воссиял миру свет разума... и т.д. Получают пироги, колбасы, медные мелкие деньги и идут в следующий дом. Ходили, как правило, в дома зажиточных и щедрых. В южных районах России подростки ходили со звездой на палке, изготовленной из цветной фольги или из бумаги, с яслями: ящик со стеклом и свечой внутри, в котором в кукольном варианте изображена сцена рождения Христа в хлеву в Вифлееме (Богоматерь, пастухи или волхвы, младенец). Звезду носили потому, что, согласно библейским легендам, в день рождения Христа над Вифлеемом воссияла яркая звезда. После полудня уже не принято было докучать хозяевам. Наступало время торжественного обеда. А молодежь попозднее устраивала роскошные вечеринки, принося с собой собранные дары.

Сюжет славления Христа — колядование — своим названием породил незавершенную дискуссию. По народным представлениям Коляда — старинное божество или поздравительная песня. Ученые-этнографы ищут основу где-то в римских календах, в болгарском коло, пытаются увязать с дарением славящим круга колбасы. Забегаю вперед для закрытия сюжета об этом виде действий: в канун 1 января и в самый первый день опять по домам ходят группы подростков и молодежи. На сей раз славят не Христа, славят и поздравляют хозяев с пожеланиями благополучия, урожая, здоровья. Иногда берут с собой мешочек овса и бросают пригоршню в знак пожелания хозяевам доброго урожая и сытости. Поэтому Новый год, в старых его традициях Васильев день, назывался Овсень. Хозяева опять же одаривали поздравителей. В ряде мест они ставили на окно свечу в знак того, что здесь охотно примут поздравителей или ряженых. Отмечены случаи, когда молодежь зло подшучивала над зажиточным, но негостеприимным хозяином: ночью забирались на крышу и кидали в печную трубу всякое тряпье. Поутру в доме не могли растопить печь, и хозяин был вынужден в праздники заниматься грязной работой — чистить трубу.

92

Ряжения, маски, хождения ряженых продолжались весь святочный период: рядились в представителей иного пола, иных сословий, профессий, народностей, в маски домашних животных и диких зверей, в представителей нечистой силы (черта, лешего, ведьму). В ход шли вывороченные шубы, тряпки, мочало, рогожа, тыквы. Ряженые толпой ходили по деревне, потешая друг друга, а порой дразнили и вышучивали хозяев какого-нибудь дома.

В Тихвине ряженые водружали лодку на сани, располагались в ней и, проезжая по улицам, устраивали свои представления на потеху окружающим. Иногда ряженых угощали. Вечером они могли надеть устрашающую маску: в пустую тыкву втыкали колышки (рога), делали в ней отверстия для глаз и пасти, ставили в тыкву зажженный огарок свечи и, водрузив ее на голову, надев вывороченную шубу, пугали прохожих.

Игры: на вечерках, со снегом, игры ряженых. Была и такая диковинная игра — в покойника. Наиболее отчаянные парни таким образом пугали девушек и робких людей. Одного обряжали в белый балахон, пудрили мукой лицо, в рот вставляли большие зубы из брюквы, клали на скамейку (иногда сооружали гроб). Другой изображал попа: ряса из рогожи, камилавка из цветной бумаги, кадилом служил горшок или рукомойник, где на горячих углях тлели мох и куриный помет; он гнусаво отпевал покойника, шутейно переиначивая текст, в этом ему помогал третий, одетый дьяконом. Присутствующим предлагалось прощальное целование покойника. Потом часть ребят уносила его "хоронить", другие, призвав помянуть усопшего, разносили в плошках и тарелках угощение — мерзлый лошадиный навоз. Участники игры возвращались, переодевались, и вечерка продолжалась.

Святки — самая отрадная пора для гадания и ворожбы. В качестве забавного примечания назову некоторые из них.

Гадания:

по куриному клеву (в плошки отдельно клали хлеб, колечки, наливали воду, приносили в дом курицу и ждали, что она начнет клевать. Добро, если хлеб или колечки, а если будет пить воду —к худу, неурожаю, нужде);

93