Досуг в России в XVI-XIX вв, страница 4

7.  Переправа через Неву, запечатленная на гравюрах того времени, стала суровым испытанием для князь-папы и его "кардиналов": двенадцать не жестко соединенных бочек, где в ковшах сидели кардиналы, а среди них в огромном пивном котле и тоже на бочке поместили князь-папу. Переправой руководил Нептун на деревянном дельфине. Время от времени трезубцем он вращал бочку с папой. Ему помогал Бахус: черпал пиво из папской бочки и заставлял пить папу и его свиту. Бутурлин, говорят, по-русски грубовато поносил их обоих. В довершение всего князь-папу, вынимая из котла, "нечаянно" обронили вхолодную Неву. Наблюдать это было занятно.

А далее — вновь обильные, подрывающие здоровье пиры.

Одним из занятнейших действий Всепьянейшего собора было избрание князь-папы в 1717 г. взамен умершего Никиты Зотова. Кандидатом был архиепископ Петербургский Петр Бутурлин, он же активный член Всепьянейшего собора. Сценаристом и в этом случае был Петр I. Взяв за основу процедуру избрания и поставления в чин, он придал им карнавальный, перевернутый характер типа праздника Дураков:

к месту избрания в роли кардиналов направляется Всепьянейший собор;

ночные бдения и моления для очищения помыслов состояли в усердном приобщении к Бахусу;

архиигуменья Ржевская приносит корзину с баллами (сырые яйца вперемешку с обшитыми; это значит, что счетчикам придется извлекать "следы голосования" из яичного месива);

72

избранный садится на стул с прорезями для проверки первосвященнических достоинств. Кардиналы проверяют. Дело в том, что в IX в. случился конфуз, когда, скрыв свой пол, на должность папы была избрана Ангелика, весьма ученая и образованная для своего времени девица из Майнца. Некоторое время спустя она умерла при родах. С тех пор кардиналы внесли в процедуру избрания новый пункт: проверка наличия мужских достоинств. Этот момент Петр I обыграл как следует;

избранного облачают, сажают в ковш, переносят в другой дом, где помещают в чан с вином, и, испив из него, расходятся...

Поставление в чин — на другой день. Члены Всепьянейшего собора рассаживаются за столами, на которых стоят капуста и огурцы, столь необходимые им после ночи бдения и избрания. Вопросы и ответы в чине поставле-ния, должные проверить верность избранного в служении Богу, перевернуты в карнавальном стиле, где Бахус и питье замещают Бога и молитвы. Идет длинный черед наказов князь-папе по поводу служения Бахусу. Например: "Пьянство Бахусово да будет с тобой затмевающее и дрожащее, и валяющее, и безумствующее тя во вся дни жизни твоея". Перед облачением и испитием "великого орла" избранному говорят:

Рукополагаю аз старый пьяный тебя нетрезвого: Во имя всех пьяниц, Во имя всех скляниц,

(следует длинный перечень винных, игорных и прочих грехов)

Во имя..

всех стаканов. Во имя всех чарок,

Во имя всех табаков,

Во имя всех кабаков,

Яко жилище отца нашего Бахуса.

Аминь!

73

Затем надевают шапку на князь-папу и все вкушают "великого орла". Певцы поют многие лета кесарю и ново-поставленному. Забавы, с учетом деспотизма Петра I, не для слабых. Слабые сами становились элементом забавы.

Одним из знатных праздников, который был устроен Петром I и получил развитие в провинциях, стал масленичный маскарад в Москве в 1722 г. по случаю окончательной победы над шведами и заключения Нейштадско-го мира. В продолжение праздника было несколько маскарадных замен, но самый значительный парад-маскарад состоялся в первый день.

Прелюдия. Как это было принято у Петра I, все роли, костюмы и реквизит были приготовлены заранее и доставлены в с. Всесвятское под Москвой. Там же было выстроено шествие, которое по сигналу ракеты двинулось в Москву — через Тверские триумфальные ворота в Кремль.

Примерный состав кортежа: группа арлекинов-шутов в больших санях с колокольчиками и бубенчиками; сани князь-папы (Бутурлин), в ногах которого верхом на бочке вина сидит Бахус; за ними следуют свита Бахуса с сатирами и нимфами, шут в санках, запряженных четырьмя свинками.