Досуг в России в XVI-XIX вв, страница 15

по лошадиному шагу (хозяин загадывал желание, выводил из стойла лошадь: если при выходе лошадь не заденет копытом порог, то желание исполнится);

по собачьему лаю (вечером девушки выходили на улицу и загадывали: если первым услышат далекий лай, то в другую деревню замуж отдадут, близкий — в своей деревне судьба жить, хриплый лай — муж немолодой, может быть, вдовец, звонкий — добрый молодец);

по полену (в темноте надо вынуть полено из поленницы: если много сучьев, то в большую семью отдадут, если мало, то малая семья);

по привратному шуму ( в полночь приложить ухо к церковной двери: чудится веселый шум — свадьба будет, а заунывный — не к добру);

ужин для суженого (в темной пустой комнате поставить миску с едой на стол, сесть перед зеркалсм с зажженной свечой, дверь открыть и через зеркало смотреть на проем, ждать появления мужчины, если очень хочешь что-то увидеть, то дымок свечи в зеркале может обернуться желанным образом; самогипноз иногда ввергал гадальщицу в оцепенение, и потому рекомендовали для гадания держать в руках петуха); как вариант гадания: девушки садились перед зеркалом обнаженными;

бросание башмака через ворота (в какую сторону носок ляжет, с той и жениха ждать);

смятую в комок бумагу клали на сковородку или тарелку, поджигали и приставляли к белой печке: при сгорании в наступившей темноте тлеющий комок отбрасывал на экран печки динамичные причудливые тени, и в меру желаний в них можно было увидеть что угодно;

лили олово или воск в миску с водой и по застывшей форме гадали о профессии будущего жениха;

ходили ночью в курятник и брали с насеста что попадет: петух — быть замужем, курица — в этом году придется подождать; гадания редкие, ибо среди дюжины птиц на насесте петух был один, мало шансов угадать.

Если пытались по каким-то знакам угадать ближайшее будущее, то ворожба была магическим действием по привлечению потусторонних сил в интересах ворожеи или ее клиента. Наиболее распространенными средствами ворож94

бы были магия подобия и магия контакта. Верования такого рода прошли через тысячелетия и культуру многих народов. Они живут и по сей день.

Магия подобия предполагает, что действия, совершенные над образом предмета ворожбы и сопровождаемые произнесением соответствующих заклинаний, повторятся с реальным объектом (предметом) ворожбы. Предки на стенах пещер изображали зверя, объект охоты, или женщину, тем самым как бы предопределяя свое владение реальными объектами. Охотники и воины перед началом соответствующих реальных действий в игре с танцами и песнями поражали зверя или противника, полагая, что после этого таким будет и реальный результат их действий. Девушки булавкой выкалывали глаза или кололи грудь на фотографии удачливой соперницы или коварного изменщика, надеясь, что так будет и в жизни.

Магия контакта предполагает, что действия, совершенные с предметами, имевшими телесный контакт с объектом ворожбы (пучок волос, шапка, платок, рубашка, лента, бусы), сопровождаемые соответствующими заклинаниями ворожеи, перенесутся и на реальный объект. Успех обеспечивается силой формулы заклинаний, которой владеют ворожеи.

Приворотные действия. В присутствии девицы под бормотание магических слов готовится зелье из трав и других снадобий или пепел из волос девушки, которые надо влить или насыпать в напиток или пищу объекта сердечных страданий. Много книг написано о магии. В массовом сознании до сих пор существует магия первого дня: каков первый день года, таким будет и весь год. А поэтому на Новый год или день рождения люди стараются быть сытыми, нарядными, веселыми.

Наконец, одной из излюбленных святочных забав было вечернее, ночное жжение костров, вокруг которых продолжались дневные шутки, потехи, дурачества. Под занавес праздника в костер бросали маски, детали ряжения. Кроме бытовой прелести, в кострах виделось и символическое торжество солнца над тьмой.

95

Крещение — праздник вполне церковный, знаменовавший завершение святочного периода и возвращение к будням: посиделки, вечерки, февральские свадьбы.