Канун. Помимо таинства, подготовки опары, заготовки всевозможных закусок и блюд, люди готовились к большому параду и прочим масленичным действиям. Ведь февраль — месяц свадеб. К Масленице приурочен первый публичный выезд молодоженов. Отцы семейств прикидывают, что купить на ярмарке для домочадцев.
1. Конный выезд. Санные поезда на ярмарку в крупные села и ближние города, санные поезда молодоженов и их верховых приятелей (катание по селу, на ярмарку, в соседние деревни к родственникам). Катания на лошадях, в санных упряжках нередко продолжались всю неделю, а их участниками были и взрослые супружеские пары(просто катались по селу).
2. Привоз Масленицы. С ярмарки или катания возвращались шумно и везли заранее приготовленную деревянную куклу или чучело — Масленицу. Устанавливали ее в традиционном месте игрищ. Это был сигнал для хозяек — печь блины, готовить столы, начинать иные масленичные забавы.
3. Катание на снежных и ледовых горках. На селе использовали рельеф местности, а в городах ледяные горки
78
устраивали для своих детей состоятельные люди, а городские власти нередко делали их для всех горожан (на реке или на площади, в парке) по случаю официальных праздников. Катались и стар, и млад. Катались группами на дровнях, санях, санках и в одиночку на саночках, лавках, тазиках, досках, корытах, жестяных листах, а с ледяной горки — как нынче в детских парках. Это было прощание с зимой, прелести которой скоро исчезнут на много месяцев. В XIX в. в обычай вошли катания на коньках, но только для имущего сословия. Молодые и умелые катальщики отправлялись на увал, холм (села нередко располагались в низине у речки, и к ним вела дорога с возвышенности), чтобы два—три километра с нарастающей скоростью промчаться на санках.
4. Сооружение снежного городка (обычно на реке) с башнями, двумя входами и прорубью посередине. К концу масленичной недели устраивали бой со взятием снежного городка. Как правило, главными действующими лицами здесь были парни и подростки. Одни, пешие, вооруженные помелами, метлами, заготовленными снежками, защищают крепость, другие, верхом на лошадях, должны через ворота попасть в городок. В конце-концов кто-то из конников прорывается и объявляется победителем. Ему выпала честь купания в проруби. Эта веселая забава знаменует победу над зимой. В итоге все вместе разрушают снежный городок. Если победитель не желал купаться, то за штоф водки или за полтинник всегда находился смельчак, чтобы на потеху публике искупаться в холодной воде.
5. Кулачный бой. В прежние века бои велись с палицами (дубинки, дреколье). Их регламент не был расписан столь детально, как рыцарские турниры, но существовали строгие правила: не прятать в рукавице тяжелые металлические предметы, не бить лежачего и т.д. Бились улица на улицу, Деревня на деревню, слобода на слободу, в городе — ремесленники и мастеровые одной профессии с представителями другой. Одним из традиционных мест кулачных боев в Казани было озеро Кабан, где сходились Суконная и Татарская слободы. Описание кулачного боя 1832 г. и детские впечатления Ф.Шаляпина о такого рода забавах пос-
79
ледней трети XIX в. ("Повесть о жизни") дают почти одинаковую картину. К кулачному бою готовились заранее. Отменных силачей и бойцов знали по обе стороны Кабана. Для большей уверенности богатые купцы той и другой стороны отыскивали, привозили из других городов и содержали выдающихся кулачных бойцов. Сами купцы и богатые люди, а также их жены были зрителями.
В назначенный день бойцы выходили на озеро (по берегам располагались кибитки, толпы болельщиков), осматривали строй противника и соразмерно силам прикидывали, с кем сразиться. Задираться начинали подростки. Разбив друг другу носы и набравши синяков, уступали место стенке зрелых мужчин. Силачи выжидали и ввязывались в бой там и тогда, где и когда их сторона терпела поражение. Старые бойцы и уважаемые люди наблюдали за боем и если усматривали нарушение правил, то нарушителя дружно колотили обе стороны. Победой считалось загнать противника на его берег. Говоря современным газетным сленгом, с обеих сторон находились охотники разыграть национальную карту, но, по свидетельству Ф.Шаляпина, не они определяли дух состязания. При любых кулачных боях это было прежде всего состязание, свободная игра физических сил.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.