Досуг в России в XVI-XIX вв, страница 7

Канун. Помимо таинства, подготовки опары, заготовки всевозможных закусок и блюд, люди готовились к большому параду и прочим масленичным действиям. Ведь февраль — месяц свадеб. К Масленице приурочен первый публичный выезд молодоженов. Отцы семейств прикидывают, что купить на ярмарке для домочадцев.

1.  Конный выезд. Санные поезда на ярмарку в крупные села и ближние города, санные поезда молодоженов и их верховых приятелей (катание по селу, на ярмарку, в соседние деревни к родственникам). Катания на лошадях, в санных упряжках нередко продолжались всю неделю, а их участниками были и взрослые супружеские пары(просто катались по селу).

2.  Привоз Масленицы. С ярмарки или катания возвращались шумно и везли заранее приготовленную деревянную куклу или чучело — Масленицу. Устанавливали ее в традиционном месте игрищ. Это был сигнал для хозяек — печь блины, готовить столы, начинать иные масленичные забавы.

3.  Катание на снежных и ледовых горках. На селе использовали рельеф местности, а в городах ледяные горки

78

устраивали для своих детей состоятельные люди, а городские власти нередко делали их для всех горожан (на реке или на площади, в парке) по случаю официальных праздников. Катались и стар, и млад. Катались группами на дровнях, санях, санках и в одиночку на саночках, лавках, тазиках, досках, корытах, жестяных листах, а с ледяной горки — как нынче в детских парках. Это было прощание с зимой, прелести которой скоро исчезнут на много месяцев. В XIX в. в обычай вошли катания на коньках, но только для имущего сословия. Молодые и умелые катальщики отправлялись на увал, холм (села нередко располагались в низине у речки, и к ним вела дорога с возвышенности), чтобы два—три километра с нарастающей скоростью промчаться на санках.

4.  Сооружение снежного городка (обычно на реке) с башнями, двумя входами и прорубью посередине. К концу масленичной недели устраивали бой со взятием снежного городка. Как правило, главными действующими лицами здесь были парни и подростки. Одни, пешие, вооруженные помелами, метлами, заготовленными снежками, защищают крепость, другие, верхом на лошадях, должны через ворота попасть в городок. В конце-концов кто-то из конников прорывается и объявляется победителем. Ему выпала честь купания в проруби. Эта веселая забава знаменует победу над зимой. В итоге все вместе разрушают снежный городок. Если победитель не желал купаться, то за штоф водки или за полтинник всегда находился смельчак, чтобы на потеху публике искупаться в холодной воде.

5.  Кулачный бой. В прежние века бои велись с палицами (дубинки, дреколье). Их регламент не был расписан столь детально, как рыцарские турниры, но существовали строгие правила: не прятать в рукавице тяжелые металлические предметы, не бить лежачего и т.д. Бились улица на улицу, Деревня на деревню, слобода на слободу, в городе — ремесленники и мастеровые одной профессии с представителями другой. Одним из традиционных мест кулачных боев в Казани было озеро Кабан, где сходились Суконная и Татарская слободы. Описание кулачного боя 1832 г. и детские впечатления Ф.Шаляпина о такого рода забавах пос-

79

ледней трети XIX в. ("Повесть о жизни") дают почти одинаковую картину. К кулачному бою готовились заранее. Отменных силачей и бойцов знали по обе стороны Кабана. Для большей уверенности богатые купцы той и другой стороны отыскивали, привозили из других городов и содержали выдающихся кулачных бойцов. Сами купцы и богатые люди, а также их жены были зрителями.

В назначенный день бойцы выходили на озеро (по берегам располагались кибитки, толпы болельщиков), осматривали строй противника и соразмерно силам прикидывали, с кем сразиться. Задираться начинали подростки. Разбив друг другу носы и набравши синяков, уступали место стенке зрелых мужчин. Силачи выжидали и ввязывались в бой там и тогда, где и когда их сторона терпела поражение. Старые бойцы и уважаемые люди наблюдали за боем и если усматривали нарушение правил, то нарушителя дружно колотили обе стороны. Победой считалось загнать противника на его берег. Говоря современным газетным сленгом, с обеих сторон находились охотники разыграть национальную карту, но, по свидетельству Ф.Шаляпина, не они определяли дух состязания. При любых кулачных боях это было прежде всего состязание, свободная игра физических сил.