Досуг в России в XVI-XIX вв, страница 3

Несколько сюжетов из забав Петра I.

Первой акцией такого рода стала свадьба шута Шанского в 1702 г., где первыми лицами за главным столом были Никита Зотов в одеянии патриарха (к тому времени патриарх Адриан умер, а нового Петр еще не назначил) и Федор Ромодановский в облачении русского царя XVII в. Старинный свадебный чин соблюдали до мелочей, утрируя наиболее нелепые его детали. Например, назойливо опаивали гостей горячим вином, пивом и медом, приговаривая, что так по старому обычаю следует. Сколько поводов для сарказма и юмора доставляли обычай детальной демонстрации приданого, показ гостям сарафанов и исподнего, демонстрация простыней после брачной ночи и т.п.-Эта грандиозная пьянка на 300 персон с настоящим женихом-карликом и шутейными фигурами первых лиц с серьезным следованием нелепостям старого свадебного чина не могла, конечно, не породить желание отправлять обычай как-то иначе.

Следующий памятный эпизод — свадьба овдовевшего князь-папы Никиты Зотова в январе 1715 г. К свадьбе приурочили ряжения и маскарады, разработкой которых ведал сам Петр. Кто была жена 70-летнего Никиты Зотова? Сведения противоречивы. Скорее всего, Анна Еремеевна урожденная Пашкова, которая, будучи вновь вдовой, в 1721 г. вышла замуж за Петра Бутурлина (об этом

70

особый сюжет). Сыновья Зотова, служилые люди, просили избавить их от позора (они не без основания опасались, что потеряют часть наследства старика Зотова), но Петр решил по-своему. Он сам расписал, кому в чем и с чем быть, написал тексты приглашений для именитых гостей, отобрал самых тяжелых заик для озвучивания приглашений, повелел найти самых отменных толстяков в качестве гонцов благой вести.

Для "венчания молодых" отыскали 90-летнего священника, а в церковь и из церкви вся маскарадная компания шла под звуки тарелок, колокольчиков, свистков, трещоток, пузырей с горохом и т.п. инструментами. Для народа выставили бочки вина и пива. Видя "молодожена" в патриаршем одеянии, одни глумились ("глядь, патриарх женются!"), а другие осуждали издевательства над священным саном и святостью обряда.

Весь январь продолжались пиры и маскарады с переменами одежд. Еще осенью Петр определил наряды и повелел их изготовить; это были костюмы различных народов, сословий, профессий, так что забавы имели и серьезный просветительский смысл. В распоряжении Петра поименно расписано, кому в каком наряде быть и какие иметь при себе "музыкальные" инструменты.

Нарушая хронологию, кратко сообщу еще об одном свадебном обряде-маскараде, устроенном 10 сентября 1721 г. по случаю свадьбы князь-папы (заменившего Никиту Зотова в 1717 г.) и вдовы его Анны Еремеевны Пашковой-Зотовой. Сохранились сведения о некоторых репетициях действия.

1.  Сбор на Троицкой. Венчание 60-летней невесты и еще более почтенного жениха. Выстраивание процессии, которым руководили офицеры-распорядители. Петр I был одет в костюм голландского корабельного барабанщика, Меньшиков — гамбургским бургомистром.

2.  По сигналу барабана участники маскарада сбросили плащи и обнажили свои наряды: нимфы и монахини, негры и пастушки, арлекины и козлы, испанцы и турки, индейцы и римские легионеры, евреи, купцы, корабельщики, рудокопы и т.д. и т.п.

3.  Шествие. Танцы, забавы.

71

4.  Свадебный обед под главенством Бахуса на виннойбочке в окружении сатиров и вакханок.

5.  Молодых вводят в свадебные чертоги (выстроеннаяна площади пирамида, где уже нетрезвых Бутурлина иПашкову заставляют выпить вино в бокалах в форме гениталий).

6.  Утро. Проводы новобрачных через Неву для продолжения пира — самое неприятное для них и забавное длязрителей... Князь-папа перед переправой причащает гостей ложкой водки.