Ответы на экзаменационные билеты № 1-24 по дисциплине "Механика полета" (Типовые законы управления рулями ЛА. «Мгновенный» и «фактический» промах), страница 25

    2.     Особенности СУ полетом с БЦВС.

Бортовые вычислительные машины получают информацию от навигационных систем и выдают переработанную информацию в навигационные системы, системы управления, системы отображения информации, системы управления оружием и т. д. Они предназначены для решения следующих задач:

1)   определения текущего положения ЛА по данным систем счисления пути, инерциальных, радиотехнических и астрономических систем;

2)  выдачи данных о географических, ортодромических, полярных координатах и других координатах ЛА;

3)  расчета оптимальной высоты, дальности и времени полета на основе текущих значений скорости ветра и массы ЛА;

4)   выбора запасного маршрута, программирования промежуточных точек маршрута и запасных аэродромов (или мест приземления);

5)  выдачи необходимых данных об угловых положениях ЛА, курсе, высоте, путевой скорости, направлении и скорости   ветра и др.;

6)  управления ЛА через автопилот при взлете и посадке;

7)  управления режимами полета;

8)  контроля и управления расходом топлива;

9)  расчета данных для перехвата цели;

10)   определения маршрутов ЛА и наведения на цели;

11)  выработки команд управления ЛА и его оружием при захвате цели бортовым локатором;

12)   управления стрелково-пушечным вооружением и   пуском ракет;

13)  выработки команд выхода из атаки;

14)   вычисления курса выхода в точку бомбометания и координат точки бомбометания на основе данных о положении цели, скорости и высоты полета, баллистических и метеорологических данных;

15)  расчета маневра после сбрасывания бомб;

16)   контроля режимов полета,   параметров   авиадвигателей, оборудования и систем;

17)   определения   исправности   системы   и   выдачи   сигналов о неисправности;

18)   решения контрольных задач в полете и при проверке на земле.

Бортовые вычислительные машины по принципу представления математических величин подразделяются на аналоговые и цифровые.

БЦВМ не обладают недостатками аналоговых, а их преимущества в отношении универсальности, точности вычислений и возможности выполнять на одной и той же машине различные математические операции обусловили их широкое распространение в качестве бортовых вычислителей. В БЦВМ любая задача сводится к последовательности выполнения элементарных арифметических и логических действий. Поскольку такая последовательность действий программируется вне машины, то переход от решения одной задачи к другой сводится к смене программы. В БЦВМ используется двоичная система счисления, технически реализуемая на элементах с двумя устойчивыми положениями.

Функциональная схема БЦВМ показана на рис.2. Основными элементами машины являются управлявшее арифметическое устройство (УАУ), оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), долговременное запоминающее устройство (ДЗУ) и устройства ввода—вывода (УВВ).УВВ связывают БЦВМ с управляемым объектом. Они воспринимают информацию от навигационных систем, преобразуют ее в код и вводят в БЦВМ для вычислений, осуществляют прием результатов вычислений, преобразуют их в управляющие сигналы и выдают на исполнительные устройства (САУ и др.).

Точность вычислений на БЦВМ определяется разрядностью представления чисел. На бортовых машинах оперируют с 16— 24-разрядными числами. При усложнении решаемых задач разрядность повышают до 36. Числа представляются в виде кода, содержащего определенное количество разрядов, а запятая, отделяющая целую часть числа от дробной, может быть фиксированной или плавающей.

Рис. 2. Функциональная схема БЦВМ

Быстродействие БЦВМ зависит в основном от времени выполнения операций в арифметическом устройстве и от времени обращения к запоминающему устройству. Время выполнения операций в арифметическом устройстве определяется тактовой частотой, увеличение которой приводит к увеличению быстродействия. Но для этого следует применять элементы с малым временем переключения, т. е. быстродействующие элементы. Повышение быстродействия достигается также одновременным выполнением нескольких команд, параллельной обработкой информации несколькими устройствами и т. д.