Конспекты уроков по обучению лексического материала детей дошкольного возраста (Темы 1-36: Овощи и фрукты. Грибы и ягоды. Лес осенью. Цветы), страница 9

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу

Кошке - в чашку,

Жучке - в плошку,

А коту в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце - поросятам.

Всю посуду заняла,

Всё до крошки раздала.

6.   Физминутка.

Вот большой стеклянный чайник Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки

Очень хрупкие, бедняжки,

Вот фарфоровые блюдца

Только стукни -- разобьются.

Вот серебряные ложки

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принёс.


(указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке)

(загибают пальчики по одному на левой руке)

(разжимают кулачек) (сдувают «крошку» с ладошки)

(одна рука на поясе, другая изогнутая) (присели, одна рука на поясе)

(кружатся, рисуя руками круг)

(потянули  руки   в  верх,  сомкнули над головой)

(изобразить круг руками)


Тема: «МЕБЕЛЬ. КВАРТИРА»

1.    Активизация словаря:

Существительные: название предметов мебели, частей предметов мебели, название профессий: столяр, плотник, дровосек, лесоруб, водитель лесовоза, название орудий труда (инструментов): молоток, пила, рубанок, щипцы, плоскогубцы, гвозди, болты, шурупы, материалы: дерево, металл, железо, пластик, кожа, велюр, бархат, пластмасса;

Прилагательные: новая, старая, высокий, низкий, широкая, узкая, взрослая, детская, игрушечная, кукольная, школьная, кухонная, гостиная, спальная, раскладная, полированная, плетёная, лакированная, деревянная, пластмассовая, журнальный, обеденный, кухонный;

Глаголы: ухаживать, вытирать, покупать, продавать, ремонтировать, перевозить, передвигать, переставлять, обставлять, раскладывать, полировать, пилить, забивать, строгать;

Предлоги: на, в, под, над, между, около, из-за, из-под, с, у, без.

2.   Лексико-грамматические игры и упражнения.

·  Скажи со словом много (шкаф, кресло, стул, стол, полка и т.д.).

·  Д/и «Волшебник - гномик - великан»: стол - столик - столище.

·  Д/и «Весёлый счёт» (один - два - пять): детский стул, кухонный стол, удобное кресло, новая полка.

·  Д/и «Из чего сделано?» (образование относительных прилагательных): кровать из дерева - деревянная, стол из стекла - ...., стул из пластмассы - ..., кресло из кожи

·  - ..., полка из железа -...

·  Д/и «Подбери предметы к признакам»: деревянный - шкаф, стул, стол, деревян ная - полка, кровать, этажерка, деревянное - кресло. Аналогично со словом ку кольный.

·  Д/и «Скажи наоборот» (подбор антонимов). Высокий - низкий, новый - старый, детский - взрослый, широкая - узкая, лёгкий --тяжёлый.

·  Д/и «Для чего?» (построение предложений с союзом чтобы): стол нужен для того, чтобы обедать.

·  Д/и «Подбери действия к предмету»: стол - вносят, выносят, переносят, ремонтируют, разбирают, ставят, лакируют, покупают и т.д.

·  Д/и «Подбери красивые слова»: стол — кухонный, деревянный, новый, высокий, журнальный, тяжёлый и т.д.

·  Скажи со словом МОЙ, МОЯ, МОИ. МОЁ.

·  Назвать предметы мебели, в названии которых один, два, три, четыре слога.

·  Составь предложение по заданным словам: столяр - молоток, шкаф - магазин, плотник - мастерская и т.д

·  Д/и «Что где стоит?» (предлоги).

·  Д/и «Без чего?» стол без ножки, шкаф без полки, кресло без подлокотников и т.д.

·  Д/и «Что с чем?». Стул с ножками и со спинкой, шкаф с дверцей и с полками, кровать с матрацем и с ножками.


3.    Развитие свтзной речи.

·  Сюжетно-ролевая игра «Мебельная мастерская».

·  Рассказ воспитателя «Откуда стол пришёл0». Беседа.

·  Реклама мебели» (составление описательных рассказов).

4.    Звук и буква В, в.

1.  Запомнить, что «в» - согласный, звонкий, твердый.

2.  Назвать имена на звук «в» (Вова, Ваня, Валя, Вася, Владик, Варя).

3.  Придумать и назвать птиц со звуком «в» (ворона, воробей, иволга, сова, скворец, жаворонок).

4.  Определить позицию звука «в» в словах: вата, тыква, вода, диван.

5.  Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов:  ворона, аист, ножницы, ноты, автобус (ванна).