Конспекты уроков по обучению лексического материала детей дошкольного возраста (Темы 1-36: Овощи и фрукты. Грибы и ягоды. Лес осенью. Цветы), страница 19

Тема: «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА. НАША РОДИНА»

1.   Активизация словаря:

Существительные: солдат, снайпер, офицер, танкист, десантник, ракетчик, ракета, танк, лётчик, пограничник, герой, парашют, бомба, отвага, противник, подводник, зенитчик, пехотинец, предатель, враг, Родина, Отечество, флаг, гимн, герб, столица, страна, город, село, посёлок, деревня:

Прилагательные: храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, доблестный, военный, сильный, крепкий, ловкий, быстрый, многонациональная, большая, родная, огромная, любимая, могучая, дружная и т.д.:

Глаголы: любить, защищать, охранять, беречь, воевать, драться, ранить, перевязывать, вылечить, победить, сражаться, сопротивляться и т.д.;

Наречия: высоко, далеко, низко, близко;

Предлоги: все простые и сложные.

2.   Лексико-грамматические игры и упражнения.

·  Д/и «Назови одним словом»: летает на вертолёте - вертолётчик, ездит на танке - …,  прыгает с парашютом - ..., служит в пехоте - ... и т.д.

·  Д/и «Подбери признак». Солдат - смелый, отважный, сильный, ловкий, быстрый, крепкий, меткий. Родина - большая, огромная, родная, единственная, могучая, сильная, дружная.

·  Д/и «Подбери действие». Пограничник - стережёт, охраняет, защищает, выслеживает, ловит.

·  Д/и «Придумай предложение» (по опорным словам с предлогами): моряк - корабль, пограничник - собака, артиллерист - пушка, ракета - небо, танкист - танк.

· Д/и «Скажи наоборот» (подбор антонимов): далеко - близко, высоко - ..., лёгкий -..., медленный - ..., толстый - ..., кривая - ..., смелый - ..., большой - ...

· Скажи со словом много (пограничник, солдат, танкист, ракетчик и т.д.)

·  Д/и «Весёлый счёт» (один - два - пять): подводная, лодка, военный самолёт.

·  Д/и «Один - много».

·  Д/и «Продолжи предложение». В армии служит много ... Наши защитники умеют

·  Д/и «Какое слово не подходит?» Воин, воинский, воевать, воет, война.

·  Д/и «Объясни словечко» (подводник, бескозырка, противник, пограничник).

·  Д/и «Образуй словечко» (образование причастий): защищать - защищающий, охранять - охраняющий и т.д.

·  Д/и «Исправь предложение». Лётчик поднял самолёт в воздух и разогнал его по взлётной полосе. Бомба разорвалась, потому что образовалась воронка.


3.   Развитие связной речи.

·  Беседа о Родине, столице нашей Родины.

·  Заучить пословицы о Родине: Человек без родины - соловей без песни. Родина -

мать, умей за неё постоять.

·  Пересказ рассказа «Свой угол». Беседа по содержанию.

Свой угол

Идёт мужик за возом по морозу, хлопает рукавицами и думает: «Хорошо бы теперь сидеть дома, в тёплой хате».

Рыскает зверь по лесу, зябнет на морозе и думает: «Хорошо бы теперь лежать в тёплом логове».

Летела птица по поднебесью. Била птицу вьюга-метель. Спустилась птица в кусты и думает: «Хорошо бы теперь сидеть в тёплом гнезде». . И человеку, и зверю, и птице тепло и привольно в своём родной углу.

4. Физминутка.

Руки в стороны - в полёт Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд,

Полетел наш самолёт.

5. Звук и буква Ш.

·  Звуко-слоговой анализ слов: шипы, шапка, мышка, кошка.

·  Повторение слоговых цепочек: шка - шко - шку, шта - што - шту, шпа - шпо -шпу, шма - шмо - шму. Чтение и проговаривание.

·  Закрепление правила правописания ши, печатание слов: шина, шипы, камыши.

·  Д/и «Собери предложение» (работа с деформированной фразой, собрать предложение, напечатать): шапка, Маши, у. Шины, машины, у.

·  Отгадывание ребусов: ЛАС (ТОЧКА), КОС (ТОЧКА), КОСА    С-3, БА


Тема: «СЕМЬЯ»

1.   Активизация словаря:

Существительные: мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тётя, сестра, брат, племянник, племянница, родители, дочь, сын, внук, внучка, имя, отчество, фамилия, профессии, адрес, дом, семья;