Конспекты уроков по обучению лексического материала детей дошкольного возраста (Темы 1-36: Овощи и фрукты. Грибы и ягоды. Лес осенью. Цветы), страница 28

Прилагательные: читальный, чистый, уютный, книжный, светлый, большой, маленький, толстая, тонкая, детская, интересная, занимательная, познавательная и т.д.

Глаголы: читать, записывать, выдавать, подбирать, советовать, выбирать, приносить, получать, сдавать, возвращать, листать, перелистывать, рвать, чинить, клеить и т.д.

2.   Лексико-грамматические игры и упражнения.

·  Дать понятие о библиотеке, работе библиотекаря. Сходить на экскурсию в библиотеку. Ответить на вопросы:

Кто работает в библиотеке? Что хранится в библиотеке? Где и как располагаются книги, журналы, газеты? Что нужно для работы библиотекарю? (каталог, карточки, картотека).

·  Назови части книги, расскажи, для чего нужна каждая из них (обложка, корешок,

·  страницы, иллюстрации, оглавление, текст).

·  Д/и «Подбери признак». Книга - детская, интересная, занимательная, большая, тонкая, нужная, полезная, художественная, учебная, научная, популярная и т.д.

·  Д/и «Подбери действия». Поэт - пишет, сочиняет, читает, печатает, посвящает.

·  Д/и «Образуй слово». Книга - книжный, чтение - читальный, библиотека - библиотечный.

·  Д/и «Образуй признаки». Читать - читающий, читательский, читаемый, читальный.

·  Д/и «Подбери слова-родственники»: книга- книжка, книжечка, книжонка, книжный, книголюб, книгопечатание, книжник.

·  Про что можно сказать книжный, книжная, книжное?

·  Д/и «Образуй предмет» (от действий). Читать - читатель, писать - писатель, выдавать - выдача.

·  Д/и «Скажи иначе» (синонимы). Книга интересная - занимательная, захватывающая, увлекательная.

·  Д/и «Назови ласково».

·  Д/и «Весёлый счёт» (один - два - пять): новый журнал, интересная книга, библиотека, книжный стеллаж.

·  Д/и «Один - много»: книга - книги, страница - страницы, иллюстрация - иллюстрации и т.д.

·  Назови знакомых тебе детских писателей, поэтов и их произведения.

·  Проговаривание слов сложной слоговой структуры (стеллаж, библиотека, библиотекарь, иллюстрация).

·  Скажи со словом много (писатель, поэт, библиотека, книга, страница и т.д.).


3.   Развитие связной речи.

·  Загадки о книге, её частях, о буквах.

  • Выучить стихотворение Берестова «Читалочка».

·  Заучить пословицы и поговорки о книге.

Чтение - лучшее учение.

Без терпенья нет ученья.

Красна птица пеньем, а человек ученьем.

Грамоте учиться всегда пригодится.

·  Познакомить с творчеством баснописцев (И.Крылов, Л.Н.Толстой).

·  Пересказ стихотворного текста басни в прозе.

4.   Звук и буква Ы.

  • Звуко-слоговой анализ слов: КИТЫ, КОТЫ, ХИТЫ.
  • Д/и "Эхо": пы-кы-ты, ты-кы-мы, мы-пы-ты и т.д..
  • Д/и «Наоборот» (повтори парами): пы-пи, ты-ти, мы-ми, кы-ки, хы-хи.
  • Печатание и чтение слогов,  слов: ПЫ, ЫТ, КЫ, МЫ, КИТЫ.

5.   Физминутка.

Повторение знакомых физминуток.


Тема: «НАСЕКОМЫЕ»

1.    Активизация словаря:

Существительные: бабочка, стрекоза, муравей, жук, муха, оса, пчела, комар, гусеница,   кузнечик,   божья   коровка,   крылышки,   голова, брюшко, хоботок, лапки, спинка, личинка, яйцо, куколка;

Прилагательные:   красивая,   нарядная,   прозрачные,   полосатая,   разноцветная, вредный, полезная, опасные;

Глаголы:   летать,   ползать,   порхать,   жужжать,   пищать,   прыгать,   стрекотать, собирать, вредить, поедать, приносить, бегать.

2.   Лексико-грамматические игры и упражнения.

·  Д/и «Один - много».

  • Д/и «Назови ласково».

·  Д/и «Весёлый счёт»: зелёный кузнечик, красивая бабочка. Д/и «Подбери признак».

Бабочка - красивая, яркая, разноцветная, нарядная, узорчатая.

  • Д/и «Подбери действие».

Бабочка (что делает?) - летает, порхает, кружится, садится, собирает нектар.

  • Д/и «Кто как передвигается?».

Гусеница ползает, муравей бегает, кузнечик прыгает, бабочка летает.

·  Д/и «Кто какие звуки издаёт?».

Комар пищи :; жук, пчела - жужжит; кузнечик стрекочет.

·  Д/и «Чей? Чья?». Пчелиный, комариный, осиное.

  • Д/и «Закончи предложение».

Пчела собирает ...

Комар кусает ...

Бабочка летает ...

Жук грызёт ...

  • Подобрать слова-родственники.

Муравей - муравьишка, муравьиное, муравейник, муравьище, муравьед.

·  Д/и «Кто где живёт?».

  • Д/и «Какое маленькое словечко потерялось?».

Жук летает ... лужком.

Бабочка села ... цветок.

Муравей ползёт ... дереву.

Божья коровка спряталась ... листом.

Оса живёт ... гнезде.

Муравей выполз ... муравейника.

Кузнечик спрыгнул ... ветки.

·  Какое слово лишнее?

Гусеница, гусеница, лиственница, гусеница.

  • Подбери названия насекомых, в которых один, два, три слога.