Конспекты уроков по обучению лексического материала детей дошкольного возраста (Темы 1-36: Овощи и фрукты. Грибы и ягоды. Лес осенью. Цветы), страница 23

·  Д/и «Подбери слова - родственники» (к слову рыба): рыба - рыбак — рыболов -  рыбёшка - рыбный - рыбалка.

·  Д/и «Подбери признак». Щука - зубастая, хищная, пятнистая, длинная, речная, крупная и т.д.

·  Д/и «Подбери действия». Рыба    плавает, питается, мечет, охотится и т.д.

·  Д/и «Подружи словечки»: со словами МОЙ, МОЯ, МОИ.

·  Д/и «Назови правильно» (образование относительных прилагательных). Котлеты из рыбы - рыбные, суп из рыбы - ..., икра - ...., заливное - ... (из щуки, из кеты).

·  Назови ударный слог в словах: окунь, карась, кета, сомик, щука, пескарь, камбала.

·  Д/и «Закончи предложение» (образование глаголов приставочным способом от слова плыть). Рыбка к камню (подплыла). Рыбка всю речку ...Рыбка за камень ... Вокруг камня ... На поверхность ...

·  Д/и «Один - много».

·  Д/и «Гном - великан». Карасище, ершище, акулища и т.д.

·  Д/и «Кто с кем?». Сом с сомиком, щука с щучкой, налим с налимчиком и т.д.

·  Назови сказки, где встречаются рыбы, озвучь отрывок.

3.   Развитие связной речи.

·  Чтение художественной литературы по теме.

·  Составление рассказа по картине «Рыбалка».

·  Д/и «По-щучьему веленью». Загадывание желаний.

·  Объяснить и выучить пословицу: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда


4.   Буква Ц.

· Звуко-слоговой анализ слов: пыльца, цукаты, цунами.

· Д/и «Наоборот»: ца-са, цу-су, цок-сок, оц-ос, ас-ац и т.д.

· Д'и «Закончи слово» (С или Ц): насо , зая , пылесо . кузне , матро . ледене . Печатание и чтение слов, предложений под диктовку.

· Д/и «И я тоже» (устно). Умник - умница, ученик - ..., учитель - .... писатель - ..., отличник - ..., шутник

5.  Физминутка «Рыба - меч».

Захотела рыба-меч

Воду надвое рассечь:

Раз - сечёт, два - сечёт,

А вода себе течёт.


Тема: «СПОРТ»

1.    Активизация словаря:

Существительные: спорт, тренер, стадион, спортсмен, зал, зарядка, упражнения, форма, соревнования, победитель, чемпион, свисток, судья, флажок, лыжник, конькобежец, стрелок, лучник, теннисистка, пловец, пловчиха, шахматист, прыгун, гимнаст, хоккеист;

Прилагательные: гимнастический, легкоатлетический, утренняя, сильный, здоровый, крепкий, мужественный, умелый, ловкий, гибкий, уверенный, настойчивый, стройный, быстрый и т.д.

Глаголы: заниматься, расти, работать, бегать, прыгать, плавать, стрелять, играть, ездить, тренироваться, побеждать, выигрывать, проигрывать, соревноваться и т.д.

2.   Лексико-грамматические игры и упражнения.

·  Назови как можно больше летних (зимних) видов спорта.

·  Д/и «Продолжи предложение» (с союзом чтобы). Люди занимаются спортом для того, чтобы ...

·  Д/и «Назови ласково» (спортивный инвентарь).

·  Скажи со словом много.

·  Д/и «Весёлый счёт» (один - два - пять): хоккеист, гимнастка.

·  Д/и «Подбери слова - родственники»: спорт - спортсмен, спортивный, спартакиа да, спортзал.

·  Д/и «Подбери признак». Спортсмен - сильный, ловкий, мужественный, умелый, крепкий, здоровый.

·  Д/и «Подбери действия». Что делают спортсмены во время занятий спортом? (прыгают, бегают, плавают, ...).

·  Д/и «Подружи словечки»: со словами МОИ, МОЯ, МОИ.

·  Д/и «Кому что нужно?» (спортивные снаряды). Хоккеисту нужны шайба и клюшка.

·  Д/и «Мы спортсмены» (образование существительных мужского и женского рода). Пловец - пловчиха, гимнаст - ..., лыжник - ... и т.д.

·  Д/и «Объясни словечко»: соревнование, эстафета, тренировка, борьба, старт, финиш.

·  Назови спортивную одежду, обувь, головные уборы.

·  Д/и «Один - много».

·  Д/и «Маша - Саша» (образование сравнительной степени наречий): Маша бегает быстро, а Саша ещё быстрее (высоко, точно, далеко).

·  Д/и «Назови правильно» (изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время): заниматься гимнастикой, играть в хоккей, ходить на лыжах.

·  Д/и «Четвёртый лишний» (спортивные принадлежности - игрушки).

·  Про что можно сказать спортивный, спортивная, спортивные?

·  Проговаривание слов сложной слоговой структуры: велосипедист, хоккеист и т.д.