Конспекты уроков по обучению лексического материала детей дошкольного возраста (Темы 1-36: Овощи и фрукты. Грибы и ягоды. Лес осенью. Цветы), страница 12

Тема: «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

1.    Активизация словаря:

Существительные: снеговик, лыжи, коньки, санки, снежки, горка, лёд, каток, хоккей, хоккеист, лыжник, конькобежец;

Прилагательные: снежный, гладкий, холодный, скользкий, быстрые, весёлые и т.д.;

Глаголы: лепить, кататься, строить, играть, бегать, радоваться, веселиться;

Предлоги: на, в, с, под, по;

2.   Лексико-грамматические игры и упражнения.

·  Д/и «Подбери словечко».

Снеговик - большой, высокий, снежный, толстый.

Санки -...

·  «Назови ласково».

·  Д/и «Один - много».

·  Д/и «Весёлый счёт» (до десяти): весёлый снеговик, лыжная палка, снежный ком.

·  Д/и «Какое слово не подходит?» (родственные слова).

Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня. Снежок, подснежник, нежный, снеговик.

·  Д/и «Кому что нужно?» (В.п. существительных).

Лыжнику нужны... Лыжникам нужны ...

Хоккеисту нужны... Хоккеистам нужны ...

·  Д/и «Закончи предложение». Я катаюсь ...

Я спускаюсь...

Мальчик упал с ...

·  Д/и «Измени предложение».

Кататься на санках. (Я катаюсь на санках. Мы .. .Ты ... Вы ... Он ... Они ...).

Лепить снеговика. (Я леплю снеговика. Мы ...Ты ... Вы ... Он ... Они ...).

·  Д/и «Объясни словечко»: позёмка, горнолыжник, снегоуборочная (машина), снегокат, снегоход.

·  Образование глаголов от слова бежать: прибежать, убежать, перебежать и т.д.

·  Употребление предлогов в, под, за, к, от, по, из-за.

·  Д/и «Составь предложение» (по опорным словам).

Дети, снеговик, слепили, толстый.

Катаются, санки, дети, на.

Снежки, играют, в , мальчики.

3.   Развитие связной речи.

·  Составление рассказов по сюжетной картине «Зимние забавы».

·  Объясни пословицу: Любишь кататься - люби и саночки возить.

·  Выучить загадки по теме.

·  Д/и «Что будет после этого?». Воспитатель раздаёт сюжетные картинки о зимних забавах и предлагает ответить на вопрос: «Что будет после этого?». Дети составляют предложения по сюжетным картинкам.


4.   Звук и буква Д.

·  Звуко-слоговой анализ слов (диван, домики, долька, Дима).

·  Д/и «Подари слова Диме и Даше» (устно).

·  Д/и «Эхо»: да-да-та, то-то-до, ду-ту-ду и т.д.

·  Д/и «Наоборот» та-та-та, да-да-да, то-то-то, до-до-до и т.д.

·  Печатание слов и предложений: диван, Дима, домик. У Димы домик. Выкладывание схем предложений с предлогами.

·  Заучивание скороговорки: Надя дыню не доела, Наде дыня надоела.

5.    Физминутка «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по кругу свой снежок.

Он превратится в снежный ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечёт слегка –

Увы! - и нет снеговика.


Тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

1 Активизация словаря:

Существительные: ворона, сорока, голубь, воробей, галка. сова, филин, рябчик, глухарь, куропатка, синица, снегирь,  дятел.  зимородок, клест, юг, пух, части птиц, детёныши;

Прилагательные:  быстрые,  проворные,  зимующие,  голосистые,   тру долюбивые весёлые, дружные, задорные,. заботливые, длиннохвостая. жел-тогрудая, красногрудый и г.д.;

Глаголы: летать, зимовать, выводить, кричать, перекликаться, кормить;   защищать клевать, Щебетать, каркать, заливаться, чирикать, щёлкать,  ворковать заботиться, помогать, искать, подкармливать;

Наречие: высоко, низко, вверху, внизу;

Предлоги: из, с, под, у, в, над.

2 Лексико-грамматические игры и упражнения.

·  Д/и «Кто у кого?».

·  Д/и «Назови ласково».

  • Скажи со словом «много».
  • Д/и «Посчитай» (один - два - пять): белобокая сорока, серый воробей.
  • Д/и «Чей? Чья? Чьи? Чьё?» с целью образования притяжательных прилагательных: голубиный, воробьиный, воронить
  • Д/и «Образуй слово»: жёлтая грудка - __ красная грудка -___________________________________ длинный хвост - ...

белые бока- ..., чёрное крыло - .... острый клюв - ...

  • Д/и «Придумай красивые слова».  Подбор слов-признаков  к существительному (воробей — проворный, шустрый, быстрый, серый).
  • Д/и «Кто как кричит?».
  • Д/и «Подбери действия»: голубь - летает, ходит, воркуе i.
  • Образование глаголов приставочным способом: летать вылетать залетать перелетать — улетать - влетать - подлететь. Самостоятельное составление пред ложений.
  • Д/и «Образуй признак от действия»: стучит -      стучащий, прыгает - .... клюёт: летит - ..., чирикает - ...
  • Сравни человека и птицу. У человека дети, а у птицы ... У человека, нос. а у птицы ... У человека руки,а у птицы ...
  • Д/и «Для чего?» Для чего птице клюв, крылья, лапки, хвост?
  • Д/и «Составь предложение»!по трём опорным предметным картинкам): птица -гнездо - кормушка; птенчик- мальчик- гнездо.
  • Д/и «Объясни словечко»: перелётные, зимующие, корм\ шка, бескормица, красно грудый и т.д.
  • Про каких птиц можно сказать один? одна?
  • Какое слово не подходит? (слова-родственники): голубь, голубок, голубятня, голубизна, голубка; крыло, крылышко, Крым, крылья.