Игровые упражнения по подготовке к формированию элементарных математических представлений. Направление познавательно-речевого развития детей 2-3 лет, страница 8

Тренинг №12

Задачи.  Продолжать знакомить  с именем признака – форма. Упражнять в различении  предметов по форме. Находить причины: почему кубик не катится (мешает часть – угол).  Считывать схемы «форма» и «часть».

Материал: Шар и куб одинакового цвета, предметы формы куба и шара. Схемы имени  признаков «форма» и «часть».

Предварительная работа: в совместной деятельности  организовать опыт детей по поиску частей у объектов; ввести обобщающее слово «часть»; показать значок (схему) имени признака «часть»; в универсальном пособии «Имена признаков» обращать внимание детей на значок обозначающий признак части. В повседневной жизни рассматривать объекты и выделять их основные части.

Организация

Примерное содержание работы.

«Ищем друзей».

Рассматривание Шарика и Кубика.

Игра сопровождается показом схем и вопросами:

«О чем спрашивает эта карточка?»

«Какая карточка спрашивает о …(нужный признак)».

Показ схемы признака «форма»  и «часть».

– Катится по дорожке Шарик, а на встречу ему… кто? А на встречу ему Кубик: «Здравствуй, Шарик. Как ты быстро катишься, а я не умею катиться, вот бы научиться…»

– Почему Кубик не умеет катиться? Что ему мешает?  (У него есть часть – угол)

– Грустно Кубику, как его развеселить?

– Решили Шарик и Кубик друзей себе найти, да не простых друзей, а друзей по форме.

– С кем Шарик дружит? (С Колобком, с мячиком, с яблоком…)

– А Кубик с кем подружился?  (С книжкой, с коробкой, с домиком…)

Рефлексия:

–  С кем  Шарик подружился?

– Какие части есть у друзей Кубика?

Тренинг №13

Задачи. Различать и находить предметы заданной формы. Продолжать упражнять в назывании цвета предметов и выделять части у объекта.

Материал: Кубик, Шарик, домик с прорезями по форме шара и куба, разноцветные полоски – дорожки, разноцветные шарики и кубики. Схемы имени признаков «форма», «цвет» и «часть».

Организация

Примерное содержание работы.

«Найди нужное окошко»

Показ схемы признака «часть».

Дети подбирают нужный вход для Шарика и Кубика по форме. Показ схемы признака «форма».

«Разноцветные дорожки»

Показ схемы признака «цвет».

Игра сопровождается показом схем и вопросами:

«О чем спрашивает эта карточка?»

«Какая карточка спрашивает о …(нужный признак)».

– На лужайке домик. Какие части есть у домика? (крыша, окна, двери).

– В домике живут Шарик и Кубик. Шарик хочет в домик войти, в домике два входа - один для Шарика, а другой для Кубика. Кубику в круглое окошко уголки мешают пройти.

– К домику разноцветные дорожки ведут. По дорожкам шарики катятся – каждый шарик дорожку выбирает … по цвету.

– Кубики тоже по дорожкам шагают – дорожки по цвету выбирают.

Рефлексия:

– Как вы помогали Шарикам и Кубикам свои дорожки найти?

Тренинг №14*

Задачи. Различать и находить предметы плоской и объемной формы. Ввести в пассивный словарь словосочетания: плоская форма, объемная форма.

Продолжать упражнять в назывании цвета предметов.

Материал: Шарик, домик с прорезями круглой формы. Круги и шары по количеству детей. Предметы домашнего обихода круглой формы: мебель, посуда и т. д. Елка, игрушки для елки разной формы. Картинки с предметами круглой формы. Схемы имени признаков «форма», «цвет».