Игровые упражнения по подготовке к формированию элементарных математических представлений. Направление познавательно-речевого развития детей 2-3 лет, страница 19

Процедура обследования проводится индивидуально с конкретным ребенком.

Ребенку предлагается объект.

Первый шаг:

Инструкция: «Опиши объект по признакам, которые ты знаешь».

Определение уровня освоения модели происходит от сложного к более простому, поэтому вначале отслеживается автоматизация признаков и их значений, самостоятельное описание ребенком объекта по тем признакам, которые он помнит и может сам применить. То есть оценивается, как ребенок сам называет имя признака и его значение, описывая предложенный объект. Педагог по мере ответов ребенка убирает схемы названных признаков из общего набора.

Результаты заносятся в протокол (см. Приложение 3, строчка 3). Оценивается третья ступень - «Самостоятельное применение», строчка по номером 3.   Автоматически заполняются строки 2 и 1, так как самостоятельное применение признака (3 ступень) предполагает и принятие обозначения (2 ступень) и понимание - называние имени и значения признака (1 ступень).

Второй шаг:

Инструкция: «Опиши объект по признакам, которые ты узнаешь на карточке со схемой».

Педагог поочередно предъявляет схематические изображения оставшихся, то есть не названных ребенком самостоятельно признаков, по которым ребенок продолжает описание объекта. Ребенок смотрит на предложенное обозначение признака (схему), называет имя признака и находит его значение, в конкретном объекте. Педагог убирает схемы названных ребенком признаков.

Результаты заносятся в протокол (см. Приложение 3, строчка 2). Оценивается вторая ступень - «Принятие обозначения», строчка 2. Автоматически заполняется строчка 1, так как в процессе ответов ребенок называет имя и значение признака.

Третий шаг:

Инструкция: «Я назову признак, а ты опиши по нему объект».

Педагог сам поочередно называет имена оставшихся признаков (без схематического изображения), ребенок конкретизирует значения признаков у объекта. То есть описание происходит по признакам, предложенным взрослым (необходимо называть только те признаки, которые ребенок не назвал самостоятельно – строчка 3 и не смог «считать» со схем – строчка 2).

Результаты заносятся в протокол (см. Приложение 3). Оценивается первая ступень -«Понимание имени и значения признака», строчка 1.

Оценивание результатов:

Все ответы ребенка фиксируются в «Протоколе обследования детей «Освоение модели «Объект - имя признака - значение имени признака». Так как определение уровня освоения модели происходит от сложного к простому, заполнение строк идет снизу вверх от 3 к 1 ступени.

Подсчитывается количество ответов ребенка по каждой ступени. Результат фиксируется в графе «Общее количество» (см. Приложение 3).

По таблице № 1 «Уровень «Освоение модели «Объект - имя признака - значение имени признака» определяется уровень освоения каждой ступени.

Таблица № 1

«Уровень «Освоение модели «Объект - имя признака - значение имени признака»

Понимание

имени и значения (ступень 1)

Принятие

обозначения

(ступень 2)

Самостоятельное использование

(ступень 3)

Высокий

8 - 14

8 - 12

8 - 14

Средний

3 - 7

3 - 7

3 - 7

Низкий

0-2

0-2

0 - 2

Далее определяется среднее количество признаков по каждой ступени (строчке) по группе в целом (Таблица № 2). Для этого суммируется показатели «общее количество» ответов всех детей по каждой ступени и делится на количество детей. Результаты фиксируются в бланке «Анализ результатов обследования «Освоение модели «Объект - имя признака - значение имени признака» в количественной и процентной форме. Таким же образом подсчитывается количество детей с низким, средним и высоким уровнем развития каждой ступени.

Таблица № 2

Анализ  результатов обследования  детей группы по освоению модели

«ОБЪЕКТ – ИМЯ ПРИЗНАКА – ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЗНАКА»