Игровые упражнения по подготовке к формированию элементарных математических представлений. Направление познавательно-речевого развития детей 2-3 лет, страница 2

Основной причиной затруднений в дидактике раннего возраста является то, что воспитатели показывают детям множество ЗНАЧЕНИЙ признаков и не называют ИМЕН признаков. Предполагается, что сами дети сделают со временем обобщение. К сожалению, это происходит не часто и даже в старшем дошкольном возрасте некоторые дети не могут сделать обобщения.

Необходимо первоначально направить усилия на целенаправленное формирования  обобщенного понятия ИМЯ признака, а ЗНАЧЕНИЯ данного признака находить с помощью органов чувств (приложение № 1).

На основе данного механизма нами созданы игровые упражнения и занятия.    

Основные цели игровых упражнений:

·  поддерживать познавательную мотивацию и подготовить детей к последующему формированию элементарных  математических представлений;

·  содействовать проявлению способности выделять имена признаков, находить значения этих признаков в объекте и на этой основе устанавливать отношения сходства и различия.

В сборнике представлены примерные тренинги для работы в течение учебного года (с 15 сентября по 15 мая) с детьми  2-3 лет. В зависимости от уровня развития маленьких детей тренинг можно проводить по частям с неоднократным повторением.

Игровые упражнения необходимо проводить еженедельно индивидуально или с малыми подгруппами детей (не более 5 человек) в повседневных ситуациях. Время проведения зависит от активности детей и их заинтересованности. Воспитателям рекомендуется через каждые 2 -3 минуты перемещать детей в пространстве или менять вид деятельности.

Оборудование, необходимое для работы обозначено в конспектах, но основное пособие для всех занятий – это схематическое изображенение имен признаков: «влажность», «количество», «цвет», «размер», «форма», «вес», «температура» «место» и «направление». Примерные изображения имен признаков даны в приложении № 2. Пособие со значками имен признаков может выглядеть как яблонька с яблочками, как аквариум с рыбками, как тучка с капельками, и т.д. В таком пособии яблочки, рыбки или капельки – значки - схемы имен признаков.

Вне занятий проводится тренинги по узнаванию изображений имен признаков и поиску их значений в ближайшем окружении по алгоритму:

1 шаг – игровые упражнения по поиску значений какого – либо одного признака в ближайшем окружении. Обязательно в речи воспитатель проговаривает несколько раз имя признака. Например: «Давайте, ребята, поищем в каком МЕСТЕ у нас находятся книжки? Вот эта книжка на полочке, ее МЕСТО – полка. МЕСТО другой книжки – стол. МЕСТО еще одной книжки - сумка».

2 шаг – воспитатель показывает схематическое обозначение данного имени признака. От имени этого значка задает вопрос. Например: «Этот значок спрашивает нас: в каком МЕСТЕ что-то находится?». Значок места вешается на пособие с именами признаков.

3 шаг – в течение длительного времени (7-10 дней) воспитатель обращает внимание детей на значок имени признака и как бы от его задает вопрос к объекту. Дети ищут значение данного признака в окружении. Например: воспитатель: «Какой вопрос задает нам этот значок?» Ответы детей: «Значок спрашивает про место». Воспитатель: «Давайте ответим нашему значку, в каком МЕСТЕ находится у нас цветок (на подоконнике)». 

В возрасте 2-3 лет детям надо знакомиться с одним каким либо именем признака с течение достаточно длительного времени. Ориентировочно около 2 недель идет работа с одним признаком. Воспитатель организует процесс чувственного восприятия детьми значений какого-то признака через каналы восприятия. Например, с именем признака ФОРМА дети играют в течение 2-2,5 недель. Они узнают значения этого имени признака в первую очередь руками (тактильный анализатор), а потом и глазами (зрительный анализатор). 

Тренинги с детьми по узнаванию схем имен признаков проводятся с признаками:

·  Рельеф

·  Размер

·  Форма

·  Количество

·  Действие

·  Часть

·  Запах

·  Вкус

·  Вес

·  Температура

·  Звук

·  Влажность

·  Цвет