Игровые упражнения по подготовке к формированию элементарных математических представлений. Направление познавательно-речевого развития детей 2-3 лет, страница 16

Материал:  морфологическая таблица (домик). Корзинка с картинками продуктов. Кукольная кухня, столовая, коробочка с натуральными фруктами и овощами. Схемы имен признаков (вкус, форма, рельеф, запах и т. д.).

Предварительная работа: в совместной деятельности обратить внимание детей, на то, что у объектов есть запах: приятный – неприятный, сильный – слабый.  Показать схематическое изображение имени признака «запах».

Организация

Примерное содержание работы.

Игра «Посели соседей по признаку».

Дети выбирают признак и по нему подбирают жителей домика. Для определения значения признака обследуется натуральный продукт.

Слышен детский плач.

Показ схемы признака «вкус».

Игра «Угадай-ка». Воспитатель завязывает ребенку глаза, и он по запаху или на вкус определяет продукт.

Дети определяют по запаху апельсин, огурец. Показ схему признака «запах».

По вкусу: яблоко, грушу, морковь.  Показ схемы признака «вкус».

– Сегодня в нашем домике поселились разные продукты, а нам надо подобрать им соседей по разным признакам. Признак вы сами выберете.  Иди, Саша,  выбери схему. Какая схема Саше попалась?  (Вкус.)

– На нижнем этаже поселилась конфета. Подберите и поселите ей соседей. (Сахар, клубника, варенье.)  По какому признаку соседей заселили?

– На следующем этаже живет яблоко. Иди, Таня, выбери признак, по которому будем подбирать яблоку соседей.

(Рельеф.) Потрогайте, какое яблоко на ощупь? Подберите ему соседей, с таким же рельефом.

– Ребята, кто это плачет? Слышите? Да это опять наша Гана, ревушка. Что ты Гана плачешь?

– Ревет, не отвечает! Наверно, она кушать хочет, вот и каша на плите варится.

   Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну ли,

    Не ворчите вы, кастрюли,

Не ворчите, не шипите,

Кашу сладкую варите,

Кашу сладкую варите,

Нашу Гану накормите.

– Что-то каша на вкус не сладкая, Гана такую кашу есть не будет, что делать?  Посолить?  (Нет, добавить сахар.)

– Гана кашу ест, не плачет. Вкусная каша, сладкая!

– Пока Гана ест, мы поиграем в игру «Угадай-ка». Будем узнавать продукты, овощи и фрукты, по запаху и вкусу.

Рефлексия:

– В какую вкусную игру мы сегодня играли. А как мы играли?

Тренинг № 27

Задачи: Сравнивать (дифференциация формы, цвета, веса и размера). Учитывать два признака при сравнении. Закрепить имя признака «звук» и «вкус».

Материал:  Схемы имени признаков. Мишка и Зайка.  Тележка, кирпичики разного цвета. Корзинка с разными формами (круг, квадрат, треугольник) на каждого ребенка.

Организация

Примерное содержание работы.

Показ схемы признака «вес».

Показ схемы признака «цвет».

Дети строят домик.

Показ схемы признака «размер».

Проводится игра «Раз, два, три – свою форму найди».

– Ребята, Мишка и Зайка хотят построить новый дом, поможем им?

– Вот тележка, Покатайте её, тележка легкая или тяжелая, по весу?

– Давайте в неё кирпичики сложит, а теперь тележка, какая по весу стала?

– Пустая тележка была легкая, а полная – тяжелая.

– Давайте Зайке домик строить, какого цвета кирпичики выберем? А крышу, какого цвета? Зайка хочет, чтобы домик был желтого цвета, а крыша синего. Настя, покажи, какая карточка нас про цвет спрашивает?

– Красивый домик построили! Мишка хочет жить вместе с Зайкой. Не поместится Мишка. А почему не поместится? (Мишка большой по размеру, а домик маленький.)

– Что будем делать? (Еще один домик построим.)

– Мишка хочет, чтобы у него был домик такой же по цвету, как у Зайки.

– Сколько домиков теперь на полянке? (Два.)

– Домики одинаковые или разные?  (Домики одинаковые по цвету, разные по размеру.)

– Очень понравились Мишке и Зайке домики, которые вы построили, они нам корзинку подарили, а в корзинке разные фигуры, давайте с ними поиграем.

Рефлексия:

– Как мы домики строили?

– Когда тележка была легкая, а когда тяжелая?