Игровые упражнения по подготовке к формированию элементарных математических представлений. Направление познавательно-речевого развития детей 2-3 лет, страница 3

·  Место

Поиски значений этих признаков идет в ближайшем окружении.

Постепенно, дети, глядя на схему (значок) имени признака делают элементарное описание какого-либо объекта.

Многолетний опыт работы с именами признаков и их значениями показывает, что у маленьких детей значительно быстрее идет формирование способностей анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать. Основная масса детей в конце учебного года самостоятельно открывают схему какого - либо имени признака, начинают искать значения этого признака в ближайшем окружении, называть его, сравнивать и делать простейшие выводы. Например: «Вот этот значок спрашивает про размер. Мишка – большой, а зайка маленький по размеру».

Воспитателю надо свою речь пополнить словами и словосочетаниями «объект», «признак», «название признака», «признак места», «признак количества» и др. Эти термины часто называть маленьким детям. Понятия имя признака и значение признака сложатся много позже, а пока дети только начинают различать, о чем идет речь и искать в окружении проявление данного имени признака.  

Определение у детей уровня освоение имен признаков и их значений необходимо проводить в начале (октябрь) и конце (май) процесса обучения. В приложении № 3 дано описание процедуры диагностического исследования уровня освоения модели «объект – имя признака – значение имени признака».

Примерные конспекты игровых упражнений.

Тренинг № 1 .

Задачи. Формировать общее представление о количестве: пустой – полный. Познакомить со схемой, обозначающей имя признака КОЛИЧЕСТВО.

Понимать признак влажности на примере конкретных объектов. Узнавать схему: «влажность».

Материал: игрушки для игры с песком: ведерки, совочки, формочки;  куклы Ваня и Катя.

Схемы (карточки) имен признаков «влажность», «количество».

Предварительная работа: в совместной деятельности организовать опыт детей по поиску объектов сухих, мокрых; ввести обобщающее слово «влажность»; показать значок (схему) имени признака «влажность»; в универсальном пособии «Имена признаков» обращать внимание детей на значок обозначающий влажность.

Организовать наблюдения и опыты детей по определению количества однородных объектов: чашка на столе одна, а ложек много; чашка пустая – чашка полная. Воспитатель в речи использует словосочетания: мало по количеству, много по количеству;  и вопрос:  «Сколько по количеству?»

Организация

Примерное содержание работы.

На участке.

Занимательный момент.

Игры с песком.

Показ схемы признака «количество».

Показ схемы признака «влажность».

Дети с воспитателем водят хоровод.

–  Куклы в гости к нам пришли

И игрушки принесли

Будем мы с песком играть,

Ваню с Катей забавлять.

–  Как много по КОЛИЧЕСТВУ песка в песочнице. А в формочках нет песка. Пустые формочки. Давайте наполним формочки песком.

– Были формочки пустые, а стали полные.

– Не получился куличик. Почему не получился? (Песок сухой.) 

– Из тучки дождик идет, и мы польем песочек из лейки, как из тучки. Был песок сухой, а стал мокрый по влажности.

– Катя смотрит на схему и спрашивает: «Песочек сухой или мокрый по ВЛАЖНОСТИ?»

– Песок мокрый, можно куличики лепить. Пустое ведерко наполним песком, оно становится полное.

– Эта карточка спрашивает у Вани: «Много или мало по КОЛИЧЕСТВУ куличиков?»

– Много куличей налепили. Мальчики – для Вани. Девочки – для

Кати.

Тренинг № 2

Задачи. Формировать общее представление о количестве: пустой – полный, много – мало. Продолжать знакомить со схемой, обозначающей КОЛИЧЕСТВО.

Подвести к пониманию признака влажности на примере конкретных объектов. Узнавать схему, обозначающую влажность.

Материал:  игрушки для работы с песком: ведерки, совочки, формочки.  Машинки,  куклы, коляски.  Схемы имен признаков «количество», «влажность».