Игровые упражнения по подготовке к формированию элементарных математических представлений. Направление познавательно-речевого развития детей 2-3 лет, страница 13

Организация

Примерное содержание работы.

«Капризная Гана».

Чтение отрывка стихотворения, показ иллюстраций.

Показ схемы признака «звук».

Игры сопровождается показом схем и вопросами:

«О чем спрашивает эта карточка?»

«Какая карточка спрашивает о …(нужный признак)».

"Прокати в ворота".

Дети выполняют задания:

Что за крик, что за шум,

Там, не стадо ли коров?

Нет, там не коровушка  –

Это Гана – ревушка,

Плачет, убивается,

Слезами заливается…УУУУУ.

– Ребята, как вы узнали, что девочка плачет?

– Какая карточка обозначает звук?

– Давайте спросим, почему девочка плачет, что ей дать?

Диалог с куклой: например,

– Дайте красный мячик.

– Дайте красный, но не мячик.

– Дайте мячик, но не красный и т. д.

– Перестала плакать Гана, давайте с воротами поиграем.

– Гана, выбери маленький синий мячик и прокати в воротца.

– Не умею…(Гана плачет.)

– Не плачь, Гана, мы тебе поможем.

– Выбери большой красный мячик;

– Выбери красный, но не мячик;

– Выбери маленький мячик, но не синий и т. д.

– Гана просит кубик прокатить.  Получится? Объясните Гане, почему кубик не катится.

Рефлексия:

– Ребята, мы с какими признаками играли? Покажите карточки. 

– Расскажите, как мы Гану успокаивали.

Тренинг № 22

Задачи. Закреплять умение сравнивать предметы по форме, по действиям, по размеру, по цвету и количеству. Развивать мелкую мускулатуру кисти и пальцев. Вовлечь ребенка в деятельность подражания. Понимать и выполнять инструкции.

Материал: чудесный мешочек,коробки разного размера, цвета и формы; кубики и шарики разного размера и разного цвета. Игрушка собачка. Схемы признаков размера, действия, количество, цвета и формы.

Организация

Примерное содержание работы.

Показ схемы признака «действие».

Дети называют и показывают действия рук, ног и т. д.

«Пальчик-пальчик, где ты был». Показать большой палец своей руки, затем поочередно соединять его (прижимая) с остальными пальцами той же руки под  текст. При повторах начинаем заменять первые слова порядковыми числительными. (С первым братцем в лес ходил, со вторым - щи варил…)

«Наведем порядок».

Дети раскладывают предметы, учитывая признаки размер,  цвет и форму.

При повторе раскладываем предметы по форме и по размеру на ощупь: «Чудесный мешочек».

– Тобик к нам прибежал, карточку принес. А на карточке что за схема нарисована?

– Наши ручки, что делать умеют? А ножки? А глазки?

– А пальчики любят играть. Поиграем с пальчиками?

Пальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,                           С этим братцем щи варил,                           С этим братцем кашу ел,                           С этим братцем песни пел.

– Что пальчик делал? (Ходил, варил, ел, пел.)

математическое развитие

– Пока мы с пальчиками играли, Тобик нам коробки с шариками и кубиками рассыпал. Были коробочки полные, а стали… (Пустые.)

– Давайте  наведем порядок, все на место соберем: самая большая коробка красного цвета, круглая по форме.

– Соберем в нее самые большие шарики  красного цвета. В большую квадратную коробку  красного цвета соберем большие кубики красного цвета и  т. д.

Рефлексия:

– Расскажите нашей няне, как вы порядок наводили.

– Какие схемы признаков нам помогали?

Тренинг № 23.

Задачи. Формировать представление о взаимном пространственном расположении предметов относительно друг друга. Закрепить признаки «место» и «звук».

Продолжать знакомить детей с операцией сопоставления один к одному. Развивать  координацию и моторику, учить принимать роль в игре.  Сравнивать объекты по размеру, определять и называть количество.

Материал: экран, настольная лампа; миски для гусей; схемы признаков: «звук», «количество»,  «размер»,  «место».