Правовой текст дхармашастры в аспекте ритуалистической культуры Древней Индии, страница 8

дится лишь к свидетельским показаниям, а имеет в виду именно суд с приведением ряда важных моментов, характерных для судебной процедуры (А. 11.29.6, Г. П.4.26—30), а в А. — и с характеристикой судей (А. II.29.5).

Итак, текст раджадхармы дхармасутр организован, будучи подчиненным определенной внутренней логике, и состоит он из следующих тем: «идеал царя», «война» (включая «военную добычу»), «налоги» (с подключением «имущества»), «установление дхарм и их нарушение», «преступление — наказание», «суд» («свидетельские показания»).

Сюда могут быть внесены определенные коррективы, например, тема «установление дхарм и их нарушение» подключена к теме «преступление — наказание» в качестве вводной части последней и т. д. — они даже не переходят, а как бы переливаются одна в другую. Но в целом она кажется справедливой и соответствующей логике организации текста.

Остановимся на характере судебных дел, которые разбирают дхармасутры. В А. это прелюбодеяние (А. 11.26.18—27.13), оскорбление (А. II. 27.14—15), оскорбление (убийство) и воровство (А. II.27.16—17), нарушение традиционных норм жизни (А. 11.27.18—20), проступки земледельца, пастуха и пр. (А. 1Г.28). В Б. к ним относятся: четыре «великих греха» (Б. 1.10.18.18) и убийство (Б.1.10.18.19—19.8), которое выглядит именно убийством, а не подвидом оскорбления действием — как в А. В главе XVI В. круг гражданских дел достаточно велик, хотя из числа традиционных предметов исков здесь представлены лишь долги (В. XVI.31) и пограничные споры (В. XVI.13 слл.), а в главе XIX судебные дела сводятся к оскорблению словом и делом (XIX.9—12) и, возможно, воровству (XIX.38—39). Судебные дела Г.: оскорбление (Г. II.3.1), прелюбодеяние (Г. Н.3.2—3), снова оскорбление (Г. II.3.4—11), воровство (Г. П.3.12—15), проступки пастуха (Г.Н.3.16—24), долги (Г.Н.3.26—38), вклады (Г. П.3.39).

Для сравнения обратимся к тексту Виш. Здесь вслед за главой III, содержащей собственно раджадхарму, идет краткая глава IV с таблицей мер и весов и определением штрафов сахаса, аналогичная М. VIII.131 —138 (см. также Я. 1.361 слл.) и, видимо, к ней восходящая. Роль этой таблицы в контексте очевидна и аналогична таковой в М. и Я., поскольку с конца III главы Виш. говорится о наложении наказаний (Виш. III.91 слл.). В главе V речь идет о наказаниях при совершении «великих грехов», в том числе положенных для брахмана (1—7), о подделке царских указов и документов (9—10), преступлениях воров, отравителей, убийц, насильников и проч. (11 —13), затем— об «оскорблении действием» (19—21), «оскорблении словом» (23—39), «прелюбодеянии» (40—44, ср. 40—47), «оскорблении действием» (48—76) и «краже» (77—90). Последующий текст V главы Виш. имеет смешанное содержание и описывает главным образом   уголовные преступления, хотя включает так13