Правовой текст дхармашастры в аспекте ритуалистической культуры Древней Индии, страница 27


и   вызывающих   нечистоту,   то для композиции  праяшчитты М. этот структурный элемент тоже оказывается несущественным: положенные за эти грехи искупления упоминаются в  шлоках Х.125—126 и, следовательно, включаются в число искуплений «меньших грехов» круга убийства брахмана.

Итак, праяшчитта развивается по тому же пути, что и раджадхарма: существуют древние макроряды, или круги .четырех «великих грехов», к которым, с одной стороны, подключаются ряды (из них основные, приравненные к «великим» и «меньшие грехи»), с другой — ряды инкорпорируют все большее число случаев—грехов, нуждающихся в искуплении (это наблюдени о развитии периферии из ядра имеет силу, конечно, и для текста типа VII главы М.).

Как и раджадхарма, праяшчитта не развивает и не может развивать свой предмет, она только оформляет материал по установленному образцу. Я. и Виш., не добавляя к организации материала праяшчитты в М., по существу, ничего нового, вряд ли что могут изменить и в ее подходе к предмету.

Подводя итоги исследования, следует сказать, что дхармашастры создавались в среде ритуалистов, и правовой их материал организован на основе  принципов,   сформированных  при работе с материалом ритуальным: выстраиваются ряды жертвоприношений— ряды правовых дел с соответствующей под них подстройкой. Для этого типа мироописания характерно освоение материала не путем осмысления, а путем упорядочивания, распределения и расписывания в рамках традиционных рубрик по сложившимся в древности канонам. Далее, в рамках этого типа культуры текст не только не является, но и не может быть источником по своему времени; он включает в себя материал как из практики общественных отношений, так и из более древней письменной традиции, разумеется, никак его не дифференцируя; дифференциация материала сводится к его классификации; общественная практика вне текстов дхармашастры продолжает развиваться, но между нею  и этими текстами  нет и не может быть прямого соответствия.

По-видимому, этот тип культуры   и культуры ритуалистичской — а для древности она письменная—должен быть значимым для других типов (жанров) индийских текстов.

1 КапеР. V/ History of Dharmasastra (Ancient and Mediaeval Religiou and Civil Law)./Vol. 2. Poona, 1941, с 1133—1134.

2 Названия, дхармашастр обозначаются в тексте буквами: А.— Апастам бы, Б.— Баудхаяны, В.— Васиштхи, Виш.— Вишну, Г.— Гаутамы, М.— Ман Н.— Наряды, Я.— Яджнавалкьи; КА — «Артхашастра».

3 Rau W. Staat und Gesellschaft im alten Indien nach den Bramhana — Tex ten dargestellt. Wiesbaden, 1957, с 102—103.

4 Lingat R. The CJassical Law of India. Los Angeles, 1973, с 209.

5 Losch H. Die Yajnavalkyasmrti. Ein Beitrag zur Quellenkunde des indi schen Rechts. Lpz., 1927, c. XXXIII—XXXIV.

6 Хрестоматия по истории древнего Востока. Т. I. М., 1980.

38


7 Салическая Правда. Введние Н.П. Грацианского. Казань, 1913

8 Rau W. Staat und Gesellschaft..., с. 96—99

9 Романов В   Н.  О композиции  «Махабхараты».  Древняя  Индия   Язык Культура. Текст. М., 1985, с. 93—95                     "ндия. язык.

10 Там же, с. 93.

11 Вигасин А. А   Самозванцев А. М. Артхашастра: проблемы социальной структуры и права. М., 1984, с. 49—51.

12. Там же, с. 51.

13 Schetelich M., Ritshcl. Studien zum Kautiliya Arthasastra. B., 1973, c. 300.

14 Вигасин А.А. Самозванцев А.М. Артхашастра: проблема социальной… с. 49–50

15 Там же, с. 50.

16 Там же, с. 38, 41.