Правовой текст дхармашастры в аспекте ритуалистической культуры Древней Индии, страница 6

щен в В. XVI. 19. Этот же фрагмент об имущественных отношениях, если он оказался бы в тексте А., помещался бы непосредственно вслед за сутрой П.26.17.

В метрических шастрах связь между темами «налоги» и «имущество», «имущественные отношения» нпрушается, так как, по примеру В., «налоги» рассматриваются в той части их рад-жадхармы, которая посвящена деятельности царя и его администрации вне сферы судебных дел, а «имущественные отношения» — в сфере судебной деятельности царя (ср. М. VIII.27 слл.).

Выше, имея в виду наложение особых дхарм царя-кшатрия на раджадхарму и тот принцип организации ее текста, который заметен в В., М. и Я., мы указывали на двухчастность раджа-дхармы в дхармасутрах. На описании имущественных отношений, композиционно и семантически связанных с темой «налоги», заканчивается первая часть раджадхармы. Условно мы могли бы обозначить ее как проекцию дхармы «война», хотя, разумеется, содержание ее шире и речь в ней идет об устойчивых в дхармасутрах источниках дохода царя: военной добыче — налогах — прочих доходах. За исключением текста В. текст остальных дхармасутр отделяет этот предмет от последующего достаточно четко (А. П.26.2—17— 18 слл., Б. 1.10.18.9—16 — 17 слл., Г. П.1.13—49, II.2 слл.).

Обозначим вторую часть раджадхармы следующим образом: А. 11.26.18—29.10, Б. 1.10.18.17—19.19, В. XIX.3—12, 38—48, Г. II.2—4. На нее налагается вторая особая дхарма царя-кшатрия — «наказание». Ключевым в этой части является важный тезис об охране царем дхарм, т. е. норм жизни, традиционных установлений, в пределах четырехварнового и четырехашрамного мира. Этот тезис слабо выражен в А. II.10.13, отсутствует в раджадхарме Б. и в явной форме присутствует в В. XIX.7 и Г.. II.2.9. Если подданные нарушают традиционные для общества нормы жиз'ни, царь наставляет их на путь истинный и принуждает жить в соответствии с этими нормами (А. II. 10.14, II. 11.1— 3, В. XIX. 8, Г. П.2.10), поскольку царю зачтется доля благих и греховных поступков его подданных (Г. П.2.11).

С наставлением подданных на путь следования дхарме тесно связан выбор царем домашнего жреца, что выражено текстуально (в А. II.10.13 слл., В. XIX.3—8, Г. Н.2.9—14). Домашний жрец оказывается брахманом — знатоком местных традиций и обычаев (В. XIX.4, 5—6), а также текстов дхармашастры и арт-хашастры (А. II.10.15), на мнение которого в этих вопросах царю рекомендуется полагаться (А. II.10.15, Г. .11.2.13). Но главным образом домашний жрец — советчик царя при наложении наказания на нарушителей дхармы (А. 11,10.16—17, Г. П.2.31), и сам налагает наказания, которые, как мы видели, имеют характер искуплений и распространяются на брахманов —очевидно, ученых брахманов, тогда как царь налагает светские наказания на остальных подданных (А. II. 11.1). В литературе этот

11