Правовой текст дхармашастры в аспекте ритуалистической культуры Древней Индии, страница 10

Составитель А. в сутрах II.28.11—13 тоже говорит о лишении собственника его собственности, что выражается в терминах хищения.   И, соответственно, о лишении   собственника его собственности речь идет в сутрах А. II.28.1—2, 5—6 (лишение урожая) и II.28.7—10 (лишение скота).

Однако поскольку между прелюбодеянием, оскорблением и воровством, с одной стороны, и утратой скота, урожая — с другой, существует несомненная семантическая связь, термин «стейя» слишком узок для обозначения семантики этих случаев. То общее, что их связывает и лежит в основе семантики каждого из упомянутых преступлений — это «химса» («ущерб»). Этот термин наиболее употребим в шастрах для передачи того ущерба, который наносится имуществу разных типов: конкретной вещи (КА III.9.22), полю и недвижимости других типов (КА III. 9.27—28), животным (КА III. 10.31—33, М. VIII.297) и собственности вообще (М. VIII.288).

15


Семантика причинения вреда, ущерба собственнику, объединяющая различные правовые случаи, видимо, оказывается значимой и для иных текстов, отражающих правовую практику. Так, в законах Ур-Намму, в начальном их фрагменте, ключевыми являются статьи о прелюбодеянии (§ 4, II), далее говорится о бегстве рабов (§ 14), оскорблениях — главным образом физических (§ 15—23) со случаями лжесвидетельства и отказа дать клятву в суде (§ 25—26 — здесь возможна семантика, общая с оскорблением словом), и об ущербе, наносимом чужому полю человеком, который возделывает его злонамеренно, заливает водой или отказывается его возделывать — вопреки договору с землевладельцем (§ 27—29). Построение статей напоминает характерное для А. и Г. Имеется известная близость к последнему и в композиции статей, регламентирующих законодательство древних евреев: оскорбления — почти исключительно физические (Исх. 21, 12—36; с включением одной статьи, толкующей случай оскорбления словом — Исх. 21, 17, и статьи, толкующей случай кражи — Исх. 21, 16), кражи (Исх. 22, 1—4), потрава (Исх. 22, 5), поджог (Исх. 22, 6), обязательства — с сильной мотивацией нанесения ущерба собственнику (Исх. 22, 7—15; см. особ. 22, 11) и прелюбодеяние (Исх. 22, 16). В «Салической Правде», где превалируют случаи кражи, прелюбодеяние помещено между убийством и отпуском раба на волю (24—25—26); здесь ощутима та же мотивация (см. особ. 25, § 3—4).

Все эти случаи, составляющие ядро древнейших законодательств, являются концентрированным выражением отчуждения принадлежности личности, понимаемой шире, чем только индивид, когда субъект относится к объекту как к своей части единого физического («телесного») целого, порой нерасторжимого. Отсюда формулировки ветхозаветных законов древних евреев: «Кто ляжет с женой отца своего, тот открыл наготу отца своего» (Лев. 20, 11); «наготы сестры матери твоей и сестры отца твоего не открывай: ибо таковой обнажает плоть свою» (Лев. 20, 19); «кто ляжет с теткой своею, тот открыл наготу дяди своего» (Лев. 20, 20); «если кто возьмет жену брата своего... он открыл наготу брата своего» (Лев. 20, 21); «никто не должен брать жены отца своего и открывать край одежды отца своего» (Втор. 22, 30); «проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо тот открыл край одежды отца своего!» (Втор. 27, 20).

Связь между всеми перечисленными преступлениями, существующая как в тексте, так и в представлениях индийца, не вызывает сомнений. Так, что касается прелюбодеяния, то в шастрах  и  комментариях жена   часто   ассоциируется   с   полем — «кшетрой» (например, в М. IX.32—56): прелюбодеяние и потрава— суть «химса», или ущерб, который причиняется собственнику, будь то муж или землевладелец. Оскорбление действием и повреждение какого-то имущества тоже воспринимаются как однопорядковые: в М. VIII.287 и предшествующих шлоках речь16


идет об оскорблении действием, в VIII.288 слл. — о вреде, который причиняется имуществу; в В. XIX.9—11 сопоставляются ущерб телесный и причиненный растениям; в КА III. 19 — ущерб, нанесенный человеку и принадлежащему ему имуществу: дому, скоту, растениям (та же традиционная последовательность при перечислении типов «свам» — собственности наблюдается при перечислении искуплений за грехи, связанные с нанесением ущерба человеку — животным — растениям — ср. М. XI. 127— 131 — 132—142—143—145); в Виш. V.48 ел. говорится об ущербе животным, птицам и рыбам, а в V.60—75— людям.