Правовой текст дхармашастры в аспекте ритуалистической культуры Древней Индии, страница 19


Что и «потрава поля», и «спор о границе» входят в одну тему «недвижимость» — совершенно ясно из текста КА III.9—10, как ясна и объединяющая их семантика (с этой точки зрения купля недвижимости по закону в КА II 1.9.1—9 по принципу контраста с последующим текстом имеет в виду позитивный пример, когда недвижимость» отчуждается без нарушения прав, собственности и «ущерба» «полю» («дому»)).

Между «спором о границе» и «оскорблением словом» в М.. имеется связь, выраженная самим текстом, так как в шлоке VIII.264 говорится о том, что имущество присваивается посредством «запугивания» («бхишайя»). Из комментария Куллуки, на эту шлоку видно, что сопротивление собственника предварительно подавляют, угрожая ему смертью, заключением в тюрьму и проч.— по существу, имеется в виду вариант «оскорбления словом», о котором составитель говорит вслед за тем.

Все последующие предметы судебной процедуры — «оскорбление словом» и «оскорбление действием», «кража», «насилие»] и «прелюбодеяние» связаны семантикой «ущерба» плоти собственника с темой «недвижимость». Отметим, что «убийство» в М. выведено из «оскорбления действием» (исключение составляет VIII.296) и образует предмет «насилия» (см. особ. VIII.349— 351); в А. II.27.16 (ср. II.27.15—16), «убийство», возможно, разновидность оскорбления действием, а темы «грабежа» нет совсем (для сравнения: в Я. II.230—231 она не развита),

После шлок М. VIII.386—387 до конца главы идет текст смешанного  содержания,  частично  восходящий,   очевидно,  к   КА (см. особ. VIII.388—400). Начиная с VIII.398 здесь говорится о взимании пошлин за товар на таможне, а в VIII.404 — VIII 409 — о  пошлинах  за  переправу.  Так  как в этом   фрагменте имеются в виду в основном торговцы, шлока VIII.410 начинает изложение дхарм вайшьи и шудры с торговли как одной из особых дхарм вайшьи. Остальной текст, надо полагать, разбирает вопрос о дхармах двух низших варн (ср. VIII.418), но составителя здесь занимает   вопрос о взаимоотношениях   брахмана шудры.

Завершающие список предметов судопроизводства «дхарма мужа и жены» и «раздел наследства» органично взаимосвязаны, а также связаны с предшествующим им «прелюбодеянием» (см. VIII.6—7, 252—385— (386—420) — IX.1—220).

Хотелось бы коснуться вопроса о проблематике брачно-наследственного права в дхармасутрах и дхармашастрах. Как указывает А. А. Вигасин, она приобретает в дхармашастрах юридическое значение весьма поздно и, очевидно, под влиянием текстов артхашастры — таких, как КА, где брак и раздел наследства  входят в число юридических тем, тогда как в дхармашастpax — это сугубо дхармическая тематика), имеющая отношение к сфере обычного права, которое — применительно, скажем, к разделу наследства — вовсе не имело в виду  разбор судебных исков; категории законного — незаконного к разделу наследст28