Правовой текст дхармашастры в аспекте ритуалистической культуры Древней Индии, страница 3

двухчастной, функционально покрывающие весь ее текст и мотивирующие включение всего ее материала. Специалисту ясно, что подобное деление в известной мере условно, обе дхармы в тексте четко не дифференцированы, а в Б., В., М. и Я. объединяются поздней мотивацией — охраной земли (подданных) оружием. Именно из членения двух основных дхарм царя-кшатрия, заметного в тексте дхармасутр, вырастает композиционное разграничение раджадхармы — не вполне последовательное в В. (главы XVI, XIX) и более последовательное — в М. (главы VII, VIII— IX) и Я. (конец I книги, II книга).

Согласно А. II.10.7, особые дхармы царя-кшатрия — это наложение наказания и ведение сражения. По аналогии с особыми дхармами остальных варн, эти дхармы должны иметь в виду материальные источники жизни: военную добычу, налоги, штрафы по суду, конфискованное имущество и проч. Заметим, что в дхармашастрах, начиная с М., а также в КА, в отличие от брахман и дхармасутр, на первый план выступает не захват добычи в сражении, а приобретение царем новых владений — земель врага, расширение пределов собственного государства (КА XIII.4.52—5, М. VII.181, 195—203, Я. I. 341). В более широком плане мотивация особых дхарм варн — это собственность, ее приобретение, а значит отношения вокруг нее.

Мотивация наказания как особого источника доходов царя в изложении дхармы варн в дхармашастрах не встречается, и, по существу, раскрывается лишь в комментаторской литературе (хотя из этого правила есть исключения). В шастрах на первый план всегда выступает карающая функция царя, налагающего наказание на преступника. Из текста А., Б., В. и Г. также не видно, чтобы тезис охраны подданных имел непосредственное выражение в борьбе с внешним врагом. Подобная связь явственна только в М. VII. 87 и Я. 1.341. В дхармасутрах же, как можно судить по тексту Г. II.1.13—19 — 20—23 (последние три сутры Г. логически продолжают текст А. II.10.11 —12 и Б. 1.10.18.9—11; см. также А. Н.26.2—3), война ведется для захвата добычи. Для сравнения: в М. вводится вторичная мотивация ведения войны — охрана подданных (М. VII.87), но сохраняется и более древняя смысловая связь между ведением войны и захватом добычи (М. VII.87—95 — 96—97). Подобная вторичная мотивация отсутствует в текстах брахман, где войны происходят ради захвата добычи, главным образом скота, которую должны были обеспечить специальные жертвоприношения, совершавшиеся перед сражением 3.

Что касается отрывка А. II.10.13 слл., то он наиболее последовательно в дхармашастрах проводит принцип, по которому совершившие проступки брахманы искупают свою вину покаяниями и обетами, тогда как члены остальных трех варн — наказаниями— денежными, телесными и т. п. (A. II.II.1); покаяния налагает духовный учитель или пурохита (домашний жрец царя), наказания— царь.

8