Правовой текст дхармашастры в аспекте ритуалистической культуры Древней Индии, страница 14

ществ, примыкают к убийству брахмана и составляют его круг. Начиная с конца главы 1.26, составитель говорит об осквернении нечистыми предметами (15). Эта тема продолжается в следующей главе, где надо выделить в особенности сутры 3—7 касательно употребления в пищу того, что есть не следует. Эти случаи определенно являются приложением к питью хмельных напитков. Точно так же подключаются к грехам осквернения ложа гуру и воровства — соответственно случай недозволенной половой связи с шудрянкой (1.27.10) и микротема «собственность» (1.28.1—5) с ее вводной сутрой (1.28.1) —кто считает чужую собственной своей — вор. Естественным образом завершают эту композицию сутры 1.28.6—10, где приводятся правила общения с изгоями.

Такой же текст Г. имеет следующую структуру. В главе III.4 приводятся искупления, положенные при убийстве брахмана (1—11), и искупления грехов его круга — при убийстве людей (12—17) и живых существ (18—27). Далее составитель приводит грехи и искупления смешанного характера, в частности имеет в виду сексуальные грехи (20—30, 36). В главе III.5 речь идет соответственно о грехе питья хмельных напитков и его искуплении (1—2), а также о грехах и искуплениях его круга, связанных главным образом с осквернением нечистыми предметами (3—7), о грехе осквернения ложа гуру (8—11) и грехах его круга (12 слл.), в частности, о половой связи с подругой, сестрой, женщиной из той же готры, снохой и проч. (12) и низкокастовыми (33—34).

Текст и материал праяшчитты, следовательно, организуются так же, как и текст и материал раджадхармы: имеются четыре основных ряда «великих грехов» (в Г. — три), к которым подключаются остальные грехи, входящие в круг (или ряд) одного из «великих грехов».

Каким образом развивается текст праяшчитты в дхармашастрах, мы увидим далее на примере М., а текст раджадхармы (вьявахары) — на примере М., Я. и Н.

Первое и основное наблюдение, касающееся организации правового материала в дхармашастрах, связано с композиционным обособлением внутри раджадхармы той ее части, которая посвящена судебной практике. Процесс, начавшийся в дхарма-сутрах, ведет к тому, что раджадхарма становится композиционно двухчастной и в первой ее части рассматривается военная, налоговая и др. деятельность царя и его администрации (в М. глава VII, в Я. 1.308—367, в Виш. глава III; для Н. эта часть будет второй, так как в ней собственно раджадхарма как раз прилагается к разделам, посвященным судебной практике — в главее XVIII), а во второй, по объему чаще всего более значительной (см. Я-, Виш., Н.) — судебная деятельность царя — вьявахара (в М. главы VIII—IX до шлоки IX.250, раджадхарма здесь завершается со шлокой IX.235; в Я. — книга II; в Виш. — главы V–XIV; в Н. — весь текст до главы XVII включительно).

21