Правовой текст дхармашастры в аспекте ритуалистической культуры Древней Индии, страница 13

обязательственное право — неисполнение пастухов (А. II.28.3— 4, 7—10, Г. II.3.17 слл., 24) или земледельцем (А. II.28.1—2) принятых на себя обязательств, равнозначное, например, неисполнению обязательств держателем вклада (Г. II.3.39).

Следовательно, текст дхармасутр позволяет говорить о доминантных для древнего правового текста рядах предметов судопроизводства. Поскольку они организуют текст вьявахар дхармашастр и пополняются правовыми случаями, известным в числе традиционных 18 предметов судебного разбирательств в М. и других текстах, мы будем в дальнейшем называть и макрорядами.

Таким же образом как и с раджадхармой, обстоит дело материалом праяшчитты (искупления грехов). Как известно деление грехов и искуплений по линии «патаниия» и «упапата нийя» — «грехов, влекущих лишение касты» и «меньших грехов, влекущих лишение касты»,— представленное в А., Б., в дальне" шем оказывается неразвитым. Значительно большее значени для композиции праяшчитты имеют ряды, или группы, четыре «махапатака» — «великих грехов»: убийство брахмана, осквер нение ложа гуру, питье хмельных напитков и воровство.

Существенно то, что круги, или ряды, четырех «махапатака; начинают включать в себя грехи, первоначально, вероятно, однотипные тем или  иным «махапатака», затем — разнотипные ними (которые тем не менее не  могут не  быть подключены тому или иному кругу), и в этом состоит развитие текста пр яшчитты. Пятый «махапатака» — «грех общения с лишенны: касты» — типологически не может иметь свой круг грехов, т как,  в  отличие от четырех других  «махапатака»,  не наход актуализации в правовой практике, формирующей четыре доминантных  направления:  убийство и    членовредительство   ( отношению к людям и живым существам), сексуальные преступления, преступления связанные с ритуальным    осквернением благодаря   употреблению  чего-либо    в   пищу,   и преступления, связанные    с    отчуждением    имущества,— воровство,   грабеж и т. д. Будучи сопоставлен с этими направлениями, пятый «махапатака» не комплектует ни круг грехов,    ни соответственно круг   искуплений.

Посмотрим, как в данном случае строится текст праяшчи дхармасутр А. и Г.

Чисто формальное построение (которое для нас здесь в нее, чем истолкование отдельных правил в контексте)  глав, 1.25—28 следующее. В главе 1.25 излагаются искупления «махапатака»— осквернения ложа гуру   (1—2),  питья    хмельных напитков (3), воровства (4—9)   и убийства брахмана (12—13). Далее речь идет об убийстве живых существ (14), а в главе1.26 также об убийстве живых существ (1—2)  и словесных оскорблениях    (3—4),   которые,  совершенно  очевидно,  вместе убийством рассматриваются как варианты оскорбления плоти. Эти   второстепенные  случаи,   начиная  с  убийства    живых су20