Правовой текст дхармашастры в аспекте ритуалистической культуры Древней Индии, страница 21

тельное время отсутствует (умер), тоже призваны воспрепятствовать прелюбодеянию.

Следовательно, брачно-наследственное право появляется в раджадхарме дхармашастр, либо примыкая к теме «прелюбодеяние» (как в М.), либо включая ее (как в Н.). Она является тем самым единым для КА и дхармашастр ключом, который придает «негативную» семантику «вивады» — «химсы» их брачно-наследствевному праву. Само по себе это, разумеется, не опровергает тот факт, что в дхармашастрах, по сравнению с дхарма-сутрами, брачно-наследственная тематика не переосмысляется. Все дело, однако, в том, что «прелюбодеяние», фигурирующее в дхармасутрах как древняя правовая тема, отдельно от вопросов брака и наследства, в дхармашастрах как бы притягивает к себе этот материал, оформляя его как правовой в индийском его понимании. И о каком-то влиянии традиции артхашастры на дхармашастры в данном случае говорить едва ли приходится, тем более что мы не представляем себе композиционное решение древних артхашастр. Что касается «притягивания» тематик брачного права к «прелюбодеянию», которое становится функциональным ядром первого, то вообще оно довольно естественно с оформлением судебной практики в виде текста, как и наличие в брачном праве самого такого ядра, что характерно для ряда древних законодательств (как в Законах Ур-Намму: ср. § 4-5 — 6—8, а также в Законах Хаммурапи: ср. § 127—128, 129 132—133 и слл.). Другое явление такого рода: в шастрах при оформлении раджадхармы можно наблюдать перемещение в нее материала, связанного с долгами и ростовщичеством. Так, в Б 1.10.5.20—26 и В. 11.40—50 они еще представлены в контекст варновых занятий, а не в раджадхарме; в Г. (также в М. и Я. они выводятся из него (ср. Г. 1.7) и включаются в раджа дхарму.

Возвращаясь к композиции правовых разделов М., отметим, что в ней, как и в КА и Н., «игра и состязание» традиционно завершают список судебных дел.

На основании текста М. можно сделать вывод, что предмет судебной процедуры систематизированы в нем в определенно; последовательности (иной, чем в дхармасутрах, о чем мы еще будем говорить): сначала идут предметы макроряда обязательственного права, затем — через посредство макроряда «недвижимость»* — делается переход к предметам права уголовного. Если содержание двух последних макрорядов не меняется или

* Макроряд, «недвижимость» мы иногда будем называть макрорядом имущественного/права, из чего, разумеется, не следует, что обязательства включают имущественные отношения (судя по материалу КА, они составляют часть имущественного права). Рубрикация обязательственное — имущественное — уголовное право в данном случае условна и употребляется в работе для соотнесения с категориями классического права. Макроряд «недвижимое предполагает отношения, складывающиеся в первую очередь по поводу поля, земельного участка — главного типа имущества, который составлял основу социальной стабильности.

30