Правовой текст дхармашастры в аспекте ритуалистической культуры Древней Индии, страница 24

мым, от этой темы делается переход к предметам обязательственного права (а не уголовного, как в М.), и по той же логике, что и в М., в этот раздел включаются «непередача того, что подарено», «отказ от купленного»», «нарушение обязательства о повиновении», «нарушение соглашения» и «неуплата жалованья». В Я. — единственной дхармашастре — эта группа тем подключается не к долговому праву, а к «спору хозяина и пастуха». Она, следовательно, может пользоваться и тем, и другим приемом композиционного подключения, будучи относительно независимой с точки зрения своего места в композиции текста.

Что касается этих тем, то шлоки — ключи, указывающие на общую для них семантику, и здесь, и в М., тоже имеются, как в II. 175 («непередача того, что подарено»): «При наличии потомства не [следует дарить1 все имущество, а также то, что было обещано другому», в II.183 («нарушение обязательства о повиновении»): «[Кто1 отказывается от образа жизни странствующего аскета, (будет] рабом царя до самой смерти», в II.187 («нарушение соглашения»): «Кто похищает имущество общины и нарушает соглашения, того, лишив всего имущества, [царь] пусть прикажет изгнать из страны», в II.193 («неуплата жалованья»): «Получивший плату [работник], оставляющий работу, пусть даст вдвое больше [платы]; если [он eel не получал, должен быть принужден уплатить столько же».

Никак не связан с этими предметами судопроизводства предмет «игра и состязание», а последний, в свою очередь, никак не связан с «оскорблением словом». Уголовные дела идут до пракараны «грабеж» включительно, причем в ней говорится о собственно грабеже только в двух шлоках (II.230—231), а дальше идет текст смешанного содержания, заимствованный из «пратшрнаки» и IV книги КА. Как известно, первые две главы этой книги касаются вопросов надзора за ремесленниками и торговцами, а вся IV книга КА говорит преимущественно ,об уголовных преступлениях. Нет сомнения, что составитель Я., заимствуя материал КА, воспринимал его именно в таком качестве. Соответственно о торговцах (их проступках) идет речь в шлоках Я. II.244—253, причем большая часть текста имеет в виду именно преступления (II.230—250) и только в конце пракараны, коль скоро говорится о торговцах, устанавливаются правила продажи товара, цены на товар и т. д. Пракарана «непередача проданного» тоже разбирает деятельность торговцев, перечисляя главным образом их проступки — в том же или близком ключе, что и в предыдущей пракаране, как ее продолжение. И только следующая пракарана «совместное предприятие», регламентирующая деятельность все тех же торговцев — в том, что касается их объединения с целью совместного предприятия (II.259–260, 264–265) и уплаты торговцами пошлины за товар (II.261–263),  что связано  с  предприятием  торговцев,— своим содержанием имеет позитивный характер.

3    Зак. 58!

33


Если оставить в стороне пракарану «совместное предприятие», связанную с пракараной «непередача проданного» формально, пракараны «грабеж» и «непередача проданного», материал которых подается в том же ключе, что и материал IV книги КА, вполне вписывается в макроряд уголовных дел, где далее следуют «кража», «прелюбодеяние» и «пракирнака». Все это уголовные преступления, традиционные для дхармашастры, либо — в том, что касается «пракирнаки»,— примечательные для IV книги КА, откуда «пракирнака» Я. и заимствует свой; материал.

Шлоки Я. II.305—307 завершают судебные дела, формулируя наложение наказания (денежного штрафа) на проигравшего дело, благодаря чему устанавливается связь со шлокой II.18, где говорится о том же.

Следовательно, текст Я. организован не столь последовавательно, как текст М., но для него характерен тот же принцип подключения рядов, и три макроряда судебных дел идут один за другим: «недвижимость», право обязательственное и уголовное. Если учесть темы «неуплата долга» и «вклад», эта последовательность будет следующей: обязательственное право в рамках системы юридической аргументации — «недвижимость» – обязательственное право — уголовное право.

Наконец, в Н. правовые случаи, организованные в главы, идут в такой последовательности: «неуплата долга» (I), «вклад» (II), «совместное предприятие» (III), «непередача того, что шН дарено» (IV), «нарушение обязательства о повиновении» (V), «неуплата жалованья» (VI), «продажа несобственником» (VII), «непередача проданного» (VIII), «отказ от купленного» (IX)I «нарушение соглашения» (X), «спор по-поводу поля» (XI), «дхарма мужа и жены» (XII), «раздел наследства» (XIII), «насилие» (XIV), «оскорбление словом и действием» (XV—XVI), «игра и состязание» (XVII). Предмет главы XVIII («пракирнака» — «разное») составляет раджадхарма.

Этот текст организован последовательно, так как первые десять и часть XI главы излагают темы обязательственного права, а главы XIV—XVI — уголовного. Ядро брачно-наследственного права составляет «прелюбодеяние» в главе XII, в свою очередь, связанное с предметом уголовного права. Заметим, что содержание XI главы гораздо шире, чем только «спор хозяина и nacтуха», и включает также «спор о границе», а в связи с последней темой — ряд правил землепользования.

Судя по фрагменту Н. XI.28—41 (ср. особ. XI.28—35—36-37 — 38—41), именно тема «химсы», или потравы поля, была генетически первичной. Здесь, как и в других шастрах, речь идет о нарушении межи-границы, поскольку потрава означает нарушение границ частного владения. Уже из темы потравы развивается вторичная тема обязанностей пастуха и предмет судопроизводства «спор хозяина и пастуха» (таково же композиционна' решение А.   Н.28.5—6 — 7—10,   Г.   Н.3.16—23 — 24,  Я. П.159|

34