Учебная тетрадь по теме «Четырехугольник» как средство реализации решения учебной проблемы, страница 9

Данные вопросы были дополнительно заданы уже опрошенным учителям. Выяснилось, что небольшую консультацию методиста по применению рабочих тетрадей получила лишь одна из опрошенных учителей, которая и применяет их по назначению.

1.2.2Анализ учебного средства «Творческая тетрадь»

Рассмотрим одну из образовательных инноваций – творческую работу по математике, которая представляет собой достаточно раннее выполнение учащимися самостоятельных работ по математике исследовательского характера. Такие  виды работ связаны либо с исследованием объекта, либо с исследованием способа.

«Исследовательская работа включает в себя исследование некоторого свойства математического объекта и направлена на решение предметной проблемы, построение «маленькой» теории об объекте. Исследование, если оно самостоятельное, как правило, носит характер эмпирических обобщений некоторых свойств объектов, а лишь затем попыток теоретического обоснования. Если полученный результат является «переоткрытием» известного в литературе результата, то работа должна обязательно  содержать описание хода открытия»[19, с.16].

Авторы не ограничиваются исследованием объектов, содержащихся в учебной программе  - они могут содержаться как  в учебной программе, так и за ее пределами. Особая форма организации работы (индивидуальное или групповое выполнение в рамках дополнительного образования) и применяемые способы (исследование объекта, описание процесса исследования) не позволяют расширить рамки применимости данной тетради и использовать в классно – урочном обучении для решения учебно-предметных проблем.

Работа по изучению способа связана с изобретением, применением, обобщением, развитием методов и способов. Работа включает в себя описание известного способа, обоснование, выделение класса задач, которые решаются данным способом, изучение границ применимости данного способа и возможности его распространения на более широкий класс объектов.

При выполнении исследовательских работ перед школьником встают различные трудности, в том числе и при написании текста, грамотном описании хода исследования. Поэтому необходима помощь учителя, а т.к. для него это тоже достаточно новый вид деятельности, то  возникла необходимость создания учебно-методического обеспечения. Таким средством стала творческая тетрадь.

  «Творческая тетрадь – это особым образом оформленная система заданий и мест для решения, выстроенная в соответствии с логикой разворачивания исследовательской задачи» [19, c.19]. Вместе с тем, это такое учебно-методическое средство, которое позволяет «начинающему» учителю второй ступени в неэкспериментальных условиях осуществлять руководство творческой работой учеников.

«Тетрадь выполняет следующие функции:

           1.Обеспечение эмпирического исследования.

            2.Введения нормативного языка описания процесса исследования и его результатов.

            3.Обеспечение условий для осознания возникновения необходимости  идеи доказательства» [19, c.23].

Процесс работы ребенка с тетрадью требует от него выполнения разных действий с материалом. Ему приходится не только применять имеющиеся у него знания, но также осваивать новые. Специальные средства (вопросы, схемы и т.п.) помогают ребенку в понимании текста, решении задач, проверки правильности решения, анализе полученных гипотез и решений, наблюдении, т.е. в проведении этапов исследования. В силу того, что работа с данной тетрадью организует исследовательскую деятельность, она не может выполняться в классно – урочном режиме. Формы и средства выполнения данной работы, а так же задачи, решаемые творческой тетрадью, принципиально отличаются от функций, задач, форм выполнения других вспомогательных средств обучения (рабочих тетрадей, учебников и пр.) и не могут измениться даже с изменением типа и уровня заданий в творческой тетради. Это можно объяснить тем, что данное средство предназначено для решения исследовательской задачи и все изменения, не выходящие за  данные рамки, не будут иметь большого значения. Изменения, которые приведут к выходу за рамки данной тетради, преобразуют ее совершенно в иной вид тетради, которую уже нельзя будет назвать творческой.